О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Старый новый самолет: на что способен Ту-22М3М

На Казанском авиационном заводе выкатили новую версию бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М

На Казанском авиационном заводе выкатили новую версию бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М. Модернизированный самолет с индексом Ту-22М3М вскоре должен стать одной из основ ударной мощи Воздушно-космических сил России. Портал iz.ru разбирается в перспективах и возможностях новой машины.

История "Евростратега"

Бомбардировщики Ту-22М2/М3, в 1970-1980-е годы массово сменившие дозвуковые Ту-16 и первые сверхзвуковые Ту-22Б/Ту-22К в составе ВВС СССР, нередко называли "Евростратегами" - подчеркивая, что их дальность, недостаточная для межконтинентальных операций, позволяет, действуя с территории СССР, атаковать любые цели в Европе (и шире - на Евроазиатском континенте и в Северной Африке). Кроме того, новые машины поступали в морскую ракетоносную авиацию ВМФ СССР, став одним из двух главных инструментов борьбы с авианосными группами потенциального противника.

В общей сложности для Минобороны СССР построили около 500 бомбардировщиков Ту-22М2 и М3, подавляющее большинство которых после распада Советского Союза досталось РФ.

В последующие годы их парк сильно сократился: все Ту-22М2 были списаны, кроме того, ликвидированы части морской авиации с передачей оставшейся (очень небольшой) части Ту-22М3 в ВВС. К настоящему времени в составе командования дальней авиации ВКС России насчитывается, по имеющимся данным, около 70 самолетов Ту-22М3.

Машины этого типа активно участвовали в локальных конфликтах, начиная с войны в Афганистане и заканчивая операцией в Сирии. При этом основным используемым оружием во всех этих войнах были свободнопадающие авиабомбы разных типов. Ракетное оружие, будь то сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты Х-22 или аэробаллистические Х-15, так и остались в арсеналах - война, для которой они создавались, к счастью, на произошла.

Теневой "стратег"

Разговоры о модернизации парка Ту-22М3 начались еще в 1990-е годы, однако в этот период шансов на реализацию подобных планов не было никаких. К середине 2010-х годов появились первые слухи о разработке варианта Ту-22М3М, основными отличиями которого должна стать новая авионика, системы радиоэлектронной борьбы и новое вооружение - включая крылатые ракеты Х-32 (развитие Х-22 с большей дальностью и скоростью полета) и ряд других образцов высокоточного оружия, включая корректируемые авиабомбы.

Помимо прочего, отличием Ту-22М3М от Ту-22М3 должно стать возвращение на обновленную машину системы дозаправки в воздухе. Ранее, еще в конце 1970-х годов, СССР согласился демонтировать это оборудование со всех Ту-22М (и не устанавливать на перспективный 22М3) в рамках соглашения об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2. В дальнейшем Ту-22М не входили в зачет ядерных сил и по договору СНВ-1, однако сейчас ситуация может измениться.

"То, что известно о модернизации М3М, позволяет говорить о том, что машина теперь попадает под определение тяжелого бомбардировщика, данное в договоре СНВ-1 и повторенное в действующем Пражском договоре. Там достаточно выполнения одного из двух условий: практической дальности свыше 8 тыс. км либо оснащения ядерными КР с дальностью свыше 600 км. Первое условие выполняется за счет системы дозаправки, второе - за счет оснащения перспективными ракетами Х-32, которые, как сообщалось, имеют дальность свыше 600 км. Вопрос о включении самолета в состав зачетных данных должен обсуждаться сторонами на двусторонней консультативной комиссии", - отметил в разговоре с корреспондентом портала iz.ru научный сотрудник центра международной безопасности института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Константин Богданов.

"Как сообщалось, модернизации по М3М должны быть подвергнуты около 30 самолетов. Если отталкиваться от последних официальных данных, то включение этих машин в зачет не превысит потолки, определенные договором (700 развернутых носителей и 1550 боезарядов)", - добавил он.

Вместе с тем собеседник редакции обратил внимание на проблемы, которые могут возникнуть в процессе переговоров по этой теме. "На данный момент перспектив быстрого заключения нового соглашения о СНВ практически нет. На это влияют и испорченные отношения двух сторон, и накопившиеся сложности в режимах контроля над вооружениями. В частности, Пражский договор прямо требует от сторон рассмотреть вопрос о новых системах стратегических вооружений, не подпадающих под соглашение. Это, например, "Посейдон", "Буревестник", возможно, "Кинжал" (а точнее - класс баллистических ракет воздушного старта с определенной дальностью, как это было в ОСВ-2 и СНВ-1). Также под договорное определение баллистической ракеты не попадает "Сармат" в оснащении планирующими крылатыми блоками", - сказал Константин Богданов.

По мнению специалиста, до исключения этих вооружений из серой зоны трудно будет говорить о "новой Праге". Разумным представляется продление действующего договора до 2026 года и поэтапное разрешение возникших проблем на переговорах - с выработкой определений для следующего соглашения.

Однако сейчас трудно сказать, насколько это разумное решение может быть реализовано в условиях беспрецедентно низкого уровня доверия между Москвой и Вашингтоном.

По мнению беседовавших с корреспондентом портала iz.ru офицеров ВКС РФ, модернизация Ту-22М3 в вариант М3М не составит проблем, и, скорее всего, 30 оговоренных машин будут поставлены к 2021-2022 годам. Вместе с тем в дальнейшем рассматривается вариант более глубокого совершенствования имеющихся самолетов, включая, возможно, часть списанных ранее бортов. Перспективный самолет, предположительно обозначенный как Ту-22М7, может получить, помимо всего прочего, и вновь запущенные в производство двигатели НК-32, предназначенные для бомбардировщиков Ту-160, выпуск которых предполагается возобновить....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка