Парламентская газета
17 августа 2018, 09:04
Место посадки - Нева
21 августа 1963 года могло стать черным днем для Ленинграда. Прямо на центр города падал самолет - Ту-124. Казалось, катастрофы не избежать. Но реактивный лайнер удалось посадить на Неву
450 метров над Исаакием
В то утро новенький Ту-124 с бортовым номером 45021 - ему еще и года не было - взял курс из Таллина в столицу. 45 пассажиров, среди них один ребенок и один инвалид. Семь членов экипажа.
При наборе высоты зажглась сигнализация: не убрана передняя стойка шасси. Позже выяснилось, что при взлете отвалился шаровой болт - и опору заклинило в полуубранном положении. Садиться экстренно в Таллине было нельзя - там стоял сильный туман. И диспетчеры направили борт в Ленинград. Пулково тогда еще не построили, на его месте был аэродром Шоссейная.
С неубранной стойкой шасси самолет мог сесть только на брюхо, а это опасно взрывом. Поэтому перед посадкой полагается выработать горючее. Именно это и стал делать экипаж - наматывать круги над Ленинградом на высоте 500 метров. А штурман Виктор Царев с бортмехаником Виктором Смирновым пробили дыру в полу кабины и через нее пытались шестом поставить шасси на место. Стюардесса Шура Александрова переносила багаж в хвост, чтобы при касании земли лайнер не клюнул носом. Впрочем, чемоданов было немного, большую часть груза составляли 20 ящиков с копченым угрем, который экипажу поручили доставить в Москву. Их-то Шурочка и таскала через весь салон.
Тем временем в аэропорту готовили полосу - заливали ее толстым слоем пены, чтобы не случилось возгорания и взрыва, пригнали пожарные машины и кареты скорой помощи.
После седьмого круга, около полудня, диспетчеры велели идти на посадку. Но командир Виктор Мостовой сообщил, что датчик показывает слишком большое количество топлива, и пошел на восьмой круг. И тут остановился левый двигатель - похоже, датчик врал, топливо было на исходе. Диспетчеры приказали лететь в аэропорт по прямой, через город. Но уже над Исаакиевским собором заглох второй двигатель. Высота - 450 метров. До падения - секунды. А впереди - Невский проспект.
"Виктор потом мне говорил, что за эти 14 секунд вся жизнь прошла, - рассказала вдова командира Жанна Мостовая. - И тут блеснула Нева! Витя переглянулся со вторым пилотом Василием Чеченевым: "Сажаем? Сажаем!"
Чудесное везение
История спасения Ту-124 - это, по сути, история счастливых совпадений. И главное из них то, что Василий Чеченев в прошлом служил в военно-морской авиации и имел опыт посадок на воду. Гражданских-то тогда приводнению не учили. И Мостовой передал штурвал второму пилоту. Остальное заняло 14 секунд.
К Литейному мосту высота была уже 90 метров. Едва не зацепили Большеохтинский. Над строящимся мостом Александра Невского прошли в четырех метрах. Впереди - железнодорожный Финляндский мост. Чеченев изо всех сил взял штурвал на себя, задрал нос и коснулся воды.
Неубранная стойка шасси отлетела сразу, пробив фюзеляж. В пробоину полилась вода. Глубина Невы в этом месте - 13 метров, утонуть хватит. Плюс сильное течение. Но снова помог случай: рядом тащил бревна буксир "Буревестник". Капитан Юрий Поршнев, увидев, как позади него грохнулся самолет, тут же отцепил груз, подошел к лайнеру и бросил летчикам трос. А затем отвел Ту-124 к берегу.
Опять счастливое совпадение: не просто буксир в нужном месте, но и очень вовремя - ведь шел бы он минутой позже, и самолет врезался бы в него. И сам бы взорвался, и речников бы потопил.
Малоохтинская набережная тогда еще была земляной. И опять повезло: к ней прибило несколько плотов. Буксир подвел к ним самолет, положил крыло на плоты - получился трап. По нему сошли на берег все 45 пассажиров, потом экипаж. Последним покинул лайнер Виктор Мостовой. Пострадавших не было.
Квартиры в награду
"Меня в те дни в Москве не было, я ездила к маме за дочкой - она шла в первый класс, - вспоминает Жанна Мостовая. - Так что Витя встречал нас на Казанском вокзале. И по дороге домой рассказал, что с ними случилось над Ленинградом. Я была шоке, в ужасе! А он такой спокойный. Он вообще был очень сдержанный".
Экипаж отстранили от полетов, началось разбирательство. КБ Туполева винило во всем летчиков. Но в итоге их признали героями. Хотя орденов все равно не дали.
Авиаотряд Внуково их наградил сам: командир и штурман получили квартиры. "Мы тогда жили всемером у мамы, - пояснила Жанна Мостовая. - А нам дали на троих "двушку" на юго-западе Москвы! Чеченеву квартиру не дали только из-за того, что у него не было московской прописки, он жил в Щербинке. Но ему вскоре устроили прописку, и благодаря этому он смог купить кооператив".
Экипаж отстранили от полетов, началось разбирательство. КБ Туполева винило во всем летчиков. Но в итоге их признали героями.
Дороги экипажа вскоре разошлись. Мостовой летал еще 15 лет - на Ту-124, Ту-134, Ту-154. Потом стал начальником смены во Внуково. В 1989 году, уже пенсионером, уехал с женой, дочкой и внуком в Израиль, работал на текстильной фабрике. Умер в 1997 году.
Второй пилот Василий Чеченев стал командиром воздушного судна, потом летчиком-инструктором. Умер в 2002 году.
"А штурман Витя Царев погиб, - вздохнула Жанна. - Не в воздухе, на земле, в автокатастрофе".
Уроки
После посадки на Неве изменилась система подготовки пилотов: приводнение вошло в обязательный учебный курс. Также тот случай привел к запрету полетов над крупными городами, который действует до сих пор.
Проверка всех Ту-124 обнаружила дефект болта шасси еще на семи самолетах. КБ Туполева доработало датчики топлива, сделало их точнее.
Кстати, в Петербургской патриархии рассказывают, что на самолете Ту-124, совершившем посадку на Неву, летел будущий Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II - в то время он был митрополитом Таллинским и Эстонским. Однако никаких документальных свидетельств этому нет. Да и сам Алексий никогда об этом не упоминал.
По всей видимости, легенда родилась в результате очередного совпадения. Самолет приводнился перед Финляндским железнодорожным мостом. А рядом с ним - подворье Зеленецкого монастыря, где находится известная часовня иконы "Всех скорбящих Радость" с грошиками. Там же похоронена популярная в Петербурге старица Матрона-Босоножка. Эту церковь Алексий II очень любил и, будучи патриархом, нередко там бывал - именно его стараниями здание было возвращено РПЦ. Видимо, частые визиты в церковь, находящуюся рядом с местом аварийной посадки лайнера, и связали личность Алексия с рейсом Ту-124.
Тем не менее легенда породила традицию: те, кто боятся летать, молятся в часовне об успешном завершении полета.
Не очень долгая история
Самолет Ту-124 - пассажирский реактивный лайнер для коротких маршрутов. Первый полет совершил в 1960 году, в эксплуатации с 1962 года.
Первый советский самолет, изготавливавшийся на экспорт - в ЧССР, ГДР, Индию, Ирак, Китай.
В 1963 году на его базе был создан Ту-134, вытеснивший предшественника с авиалиний. В 1979 году Ту-124 выведен из эксплуатации в гражданской авиации.
За почти 20 лет с Ту-124 произошло 17 происшествий, в которых погибли 312 человек. Самая тяжелая авария случилась 29 августа 1979 года над Тамбовской областью - авиалайнер сорвался в штопор и развалился в воздухе. Погибли 63 человека.
Были и курьезы. В 1970 году чешские пилоты, сажавшие Ту-124 в Цюрихе, забыли выпустить шасси. Тогда никто не пострадал....
Авторские права на данный материал принадлежат «Парламентская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции