Медиагруппа Звезда
24 августа 2018, 10:02
Су-35С против F-22 Raptor: русские обходят на крутых виражах
Сравнение истребителей 4-го и 5-го поколений
С российскими боевыми самолетами сравнения самолетов американских идут с переменным успехом. То вдруг одни западные эксперты выясняют, что "русские господствуют в воздухе", то тут же другие "знатоки" начинают это опровергать. Где же отыскать истину, спросите вы? Искомого результата можно достичь, если убрать политическую подоплеку, когда желаемое выдают за действительное. В качестве объектов для очистки от "информационного мусора" выберу американский самолет F-22 Raptor и российский Су-35С.
Итак, начнем.
F-22 Raptor - этот хищник задыхается на бегу
В создании истребителя по программе ATF (Advanced Tactical Fighter - "Прогрессивный тактический истребитель") принимало свыше 80 организаций, в том числе авиационные гиганты - Boeing, Northrop Grumman и Lockheed Martin. При проектировании истребителя ATF/F-22 впервые была использована система автоматизированного проектирования (САПР) CATIA французской фирмы Dassault Systemes и был создан испытательный комплекс COMOC.
Примечателен факт: в 1986 году предполагалось, что окончательная стоимость самолета составит 50-60 млн долларов, но он обошелся в три раза дороже.
Дело в том, что главной технической характеристикой F-22 была выбрана технология "стелс", или пониженной радиолокационной заметности, под которую подгонялись все узлы и агрегаты, конструкция и обшивка самолета. F-22 на четверть состоит из композитных материалов, а титановых сплавов в нем - около 40%. При этом соотношение титана, алюминия и композитных материалов в конструкции самолета в процессе проектирования постоянно менялось. В итоге титановых сплавов оказалось больше, а от этого самолет только стал дороже.
Интересный казус вышел с самолетной бортовой РЛС AN/APG-77 с активной фазированной антенной решеткой. Да-да, той самой, которая видит цели на дальности 300 км, а крылатые ракеты - с расстояния 150 км. При этом работа БРЛС грубо нарушает технологию "стелс". F-22 будет светиться на радарах российских ЗРС, таких как С-300 и С-400, словно прожектор маяка. А отказаться от такой БРЛС было уже нельзя: все же 4,5 млн долларов за штуку на ветер не выкинешь!
Поэтому конструкторы придумали и применили иное решение, уже отработанное прежде на практике. Существует командная линия связи и передачи данных между самолетом ДРЛО AWACS, истребителем F-16 и ЗРК Patriot, связывающая их в единый информационный контур. Так же поступили и с F-22. В реальной боевой обстановке он будет пользоваться не своей БРЛС, а данными с AWACS , который станет его "глазами и ушами" для корректировки данных по местоположению атакуемой цели.
Как известно, основным оружием F-22 Raptor являются ракеты класса "воздух-воздух" - AIM-120 AMRAAM. Они имеют активную радиолокационную головку самонаведения, но включают ее тогда, когда до цели остается около 8-10 км. При этом самолет корректирует полет ракеты до цели с помощью данных от своей БРЛС. Только так - и никак иначе! По другому выход в зону захвата цели головкой самонаведения ракеты не получится - из-за узкого луча ее бортовой РЛС.
Таким образом, в любом случае F-22 в гипотетическом бою будет, хоть и кратковременно, светиться на радарах наших РЛС. Мало того, самолет будут облучать в разных диапазонах волн БРЛС наших истребителей и ЗРК ПВО, а, как известно, у самолета показатель ЭПР с разных ракурсов - разный. К тому же при открытии оружейного отсека, в котором размещаются шесть AIM-120 AMRAAM, показатели ЭПР также увеличатся.
Ну и где тут технология "стелс", на которую затратили миллионы долларов и из-за которой пожертвовали маневренностью истребителя? По факту получается: радиолокационная заметность F-22 не такая уж низкая, как утверждают иностранные СМИ.
За маневренность самолета отвечают не только механизация крыла, но и двигатели с управляемым вектором тяги (УВТ). В наших самолетах они представляют собой единое целое с двигателем и являются всеракурсными. На F-22 УВТ вынесен как конструкция планера: с щитками из жаропрочных сплавов, отклоняющих тягу из сопла двигателя только вверх-вниз. Получается, что с таким УВТ американский "хищник" не может резво крутить петлю Нестерова и другие фигуры простейшего пилотажа - восьмерку, горку и другие. К тому же и УВТ также повлиял на заметность истребителя, немного снизив ее в инфракрасном диапазоне.
Второй причиной ограничения маневренности стали неполадки с кислородной системой самолета. Она состоит из комплекса OBOGS (On-board oxygen generating system - бортовая система генерации кислорода) и ее дополнения - комплекса EOS "классического" образца, в которую входят кислородный баллон и сопутствующее оборудование. Суть проблемы была в переключении между этими системами во время полета при больших перегрузках. То есть пока полет нормальный, работает OBOGS, а как только начинается боевое маневрирование, должен работать EOS. Но в результате летчики при выполнении полета с перегрузкой попросту задыхались, а в 2010 году был случай, когда из-за неполадок в кислородной системе даже погиб пилот. Неполадки случались так часто, что командование ВВС США вынуждено было ограничить F-22 по перегрузке и провести целый ряд дорогостоящих мероприятий по устранению их причин.
Я бы мог еще рассказать про неполадки с бортовой электроникой, чувствительной к дождливой погоде, сложностями старта ракет из грузового отсека, но не буду. Как говорил Уинстон Черчилль: "Американцы всегда находят верное решение. После того, как переберут все остальные". К F-22 его слова подходят однозначно.
Хотя в Америке не любят "выносить сор из избы", все равно всякое тайное становится явным. Так произошло и с главным секретом F-22 - его фактической стоимостью. 29 июля 2018 года американский журнал Military Watch опубликовал статью, срывающую покров с тайны - во сколько же самолет обходится бюджету США.
Вот приблизительный подсчет экспертов: "Стоимость F-22 составляет около 150 миллионов долларов, стоимость его эксплуатации в течение 40 лет жизни - около 550 миллионов долларов или даже больше с учетом старения техники. Таким образом, за время его службы один F-22 Raptor обойдется американским налогоплательщикам как минимум в 700 миллионов долларов (!)".
Сенсация? Безусловно. Получается, что 195 стоящих на вооружении ВВС США F-22 - золотые.
Я предполагаю, что скоро F-22 будут числиться в составе стратегического резерва, как Старая гвардия Наполеона во время Бородинского сражения 1812 года.
National Interest: "экстремально опасный"
Первым в списке самого опасного вооружения России при гипотетическом конфликте с США американское издание National Interest называет Су-35. По мнению экспертов издания, Су-35 "экстремально опасный" для любого самолета НАТО, за исключением стелс-истребителя F-22. Специалисты считают, что опасность Су-35 связана с очень большой загрузкой ракет "воздух-воздух" дальнего радиуса действия, возможностью пуска ракет на сверхзвуковой скорости, сверхманевренностью и мощными средствами радиоэлектронной борьбы.
Су-35С - универсальный охотник за хищниками
Российский Су-35С изначально создавался как самолет-охотник. Вся концепция его создания - от двигателя до комплексов вооружения - была разработана для решения главной задачи: это агрессивный воздушный бой, перехват и уничтожение средств воздушного нападения противника.
Многие западные эксперты в качестве основного недостатка указывают на то, что Су-35С более заметен, чем F-22. При этом они старательно замалчивают возможности нашего истребителя как боевой единицы.
Ну не в засаде же ему сидеть и стрелять исподтишка?! Снижение радиолокационной заметности лишь немного, всего на 30%, снижает максимальную дистанцию обнаружения любого "невидимого" самолета в идеальных условиях. В реальных же ситуациях этот показатель еще меньше, так как по самолету "работают" РЛС комплексов ПВО и авиации.
Зачем это нашему самолету? Его конструкция и так имеет достаточно низкую ЭПР, а вот комплекс бортового радио-электронного оборудования (БРЭО) дает ему ряд преимуществ, которые с лихвой покрывают "выявленный недостаток".
Во-первых, это его БРЛС Н035 "Ирбис", которая при мощности 1 кВт позволяет обнаруживать цели на дальности 300 км, осуществлять захват - на 250 км. То же самое делает и БРЛС F-22, но при мощности 12 кВт. К тому же, как мы выяснили, истребителю Raptor в дальнем обнаружении помогает AWACS.
Может, AWACS и увидит наш Су-35С, передаст данные о нем F-22, но вряд ли успеет предупредить о запуске нашей дальней ракеты класса "воздух-воздух" РВВ-БД (дальность поражения - до 200 км). Русская ракета поразит F-22 раньше, чем тот применит свою AIM-120 AMRAAM (дальность поражения - до 120 км). К тому же, если наша высокоточная ракета стартовала, то цель она поразит однозначно.
Во-вторых, Су-35С имеет в своем арсенале бортовой комплекс обороны - РЭБ "Хибины-10М". Он гарантированно обнаруживает излучение всех РЛС на поле боя и формирует алгоритм противодействия им в виде постановки помех на тех же частотах. С одной стороны, "Хибины" воздействуют на возможности AWACS давать своей авиации точные координаты о нашем самолете (дальность, скорость и угловое положение). С другой стороны, бортовой комплекс обороны маскирует наш самолет от БРЛС самолета противника и не дает ГСН ракеты осуществить захват.
В результате AWACS и F-22 наведут ракеты AIM-120 на цель-фантом, местонахождение которой будет на большом удалении от Су-35С. А вот российская "Сушка" сможет отправить им в ответ "гостинцы" в виде РВВ-БД, и с "адресом" не промахнется. Такой режим работы комплекса РЭБ "Хибины-10М" называют постановкой уводящих помех. Есть у него и другие режимы, но пусть они пока остаются в секрете.
В качестве итога, подводящего черту под спором "Кто лучше: Су-35С или F-22?", приведу известный случай из боевой практики, который случился 13 декабря 2017 года в небе Сирии.
В тот день пара штурмовиков Су-25 на высоте 3.300 метров сопровождала автоколонну с гуманитарной помощью в районе города Аль-Маядин (западный берег реки Евфрат). К нашим самолетам со стороны восточного берега Евфрата прилетел незваный "гость" - истребитель F-22. Американский Raptor попытался не дать российским штурмовикам выполнить боевую задачу.
Ситуация разрешилась после того, как к "хулиганящему" F-22 со стороны задней полусферы стремительно и хищно подошел Су-35С, выполнявший задачу воздушного прикрытия на высоте 10 км. Американский истребитель быстро ретировался в сторону Ирака - в воздушной игре на виражах козырей у него не было....
Авторские права на данный материал принадлежат «Медиагруппа Звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2025
Аэрофлот запустил бесплатный онлайн-сервис по оформлению справок для пассажиров
Декабрь 16, 2025
Самой популярной авиакомпанией на международных направлениях для россиян стала Turkish Airlines
Декабрь 16, 2025
Геоскан разработал универсальный модуль навигации для образовательной робототехники
Декабрь 16, 2025
Аварийную посадку совершил самолет в аэропорту Хабаровск