Известия
17 сентября 2018, 09:39
В Сколково создали дозиметр для авиации
Россияне, часто пользующиеся авиатранспортом, теперь смогут контролировать дозу радиации, воздействию которой они подвергаются на большой высоте, - там, где воздух разрежен и потому плохо защищает от космического излучения
повышенного уровня космической и солнечной радиации. Но у человека нет органа чувств, способного реагировать на вредоносную радиацию.
На проблему обратили внимание в 1980-е годы прошлого века. До этого самолеты летали на сравнительно небольших высотах (6-8 км), где плотный слой атмосферы надежно защищает человека от космической радиации. Однако из соображений экономии топлива (его расходуется тем меньше, чем разреженней атмосфера, то есть чем выше летит самолет) пассажирская авиация поднималась все выше и выше, и сегодняшние авиалайнеры совершают длительные перелеты, находясь на расстоянии 10-12 км от Земли. На такой высоте интенсивность космического излучения превышает земную норму в десятки раз. Причем радиация накапливается в организме: сила ее вредоносного воздействия зависит не только от интенсивности излучения, но и от времени, в течение которого человек находился в условиях повышенного радиационного фона. Ученые и инженеры в Сколково разработали прибор и программное обеспечение, позволяющие следить за количеством космического излучения, которое накапливает организм человека во время авиаперелетов.
- Разработка и совершенствование технологии регистрации ионизирующего излучения DO-RA ведется в Сколково практически с момента основания фонда, с 2011 года, - рассказал "Известиям" операционный директор кластера ядерных и космических технологий фонда "Сколково" Владимир Туртиков. - Сейчас программно-аппаратное решение уже запатентовано, а также налажен выпуск прибора небольшими сериями.
Технология DO-RA основана на твердотельных кремниевых датчиках излучения, данные с которых аккумулируются и обрабатываются специальным программным обеспечением на смартфоне или планшетном компьютере. Программа на смартфоне в любой момент времени сообщает о дозе, полученной организмом за день, последний месяц и прошедший год. Более старые данные можно не учитывать, поскольку радиация не только накапливается, но и выводится из организма.
- Международная организация гражданской авиации ICAO обязывает авиаперевозчиков устанавливать системы дозиметрического контроля только на те самолеты, которые летают выше 15 км, - рассказал "Известиям" руководитель проекта DO-RA Владимир Елин. - Между тем уже на привычной нам 10-километровой высоте уровень космической радиации превышает земную норму в два десятка раз в умеренных широтах и почти в сотню раз в районе полюса.
Профессор кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Наталья Серова рассказала "Известиям", что за четыре часа полета на современном авиалайнере пассажир получает примерно такую же дозу радиации, как пациент клиники за один сеанс компьютерной томографии. Но в медицинских учреждения принимают специальные меры для максимальной защиты врачей и пациентов от вредоносного облучения. В авиации же дело пока не идет дальше контроля и ограничения количества времени, проводимого летным персоналом в воздухе в течение определенного периода времени....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 20, 2025
Группа "Аэрофлот" подвела итоги перевозок через хаб в Красноярске за 2024 год
Январь 21, 2025
Авиакомпания "Икар" предоставит бесплатные перелеты ветеранам Великой Отечественной войны
Январь 21, 2025
Авиакомпания “Белавиа” и Национальный аэропорт Минск объявили о запуске полетной программы из Могилева
Январь 21, 2025
Пассажиропоток аэропорта Байкал в 2024 году вырос на 4,7%