Вечерняя Москва
18 сентября 2018, 09:27
Вертолетных дел мастер
Современные вертолеты ГКУ "МАЦ", на которых доставляют пострадавших в больницы и тушат пожары, требуют бережного и аккуратного обращения
- Алексей, расскажите, как вертолетчики реагируют на сцены в боевиках, где герои прямо в воздухе пересаживаются за рычаги вертолета, крутят петли и так далее.
- С улыбкой. Нам странно видеть, как это вертолеты взлетают в пять секунд, без разогрева и проверки систем, например. Но это же кино, там зато все красиво, хоть и постановка.
- Сложно было сюда устроиться?
- Помог английский язык. Со школы была к нему тяга, а когда я пришел сюда, в МАЦ, здесь были два типа зарубежных вертолетов, и к ним вся документация на английском. Устраивался в МАЦ в 2011году и даже подумал, что тут секретная организация. Проверяли не только мои знания, но и характер, психологию.
- Сложно было "пересаживаться" с самолета на вертолет?
- Уверен, летчику переучиться гораздо сложнее. А технику проще - можно переучиться хоть на вертолет, хоть на дирижабль, хоть на ракету. Есть разница, но технические принципы везде одни и те же. Компоновка только разная. Я инженер по планеру и двигателю. А есть еще инженеры по электрическому оборудованию и связи. Но могу спокойно разобраться с любой поломкой, почитать карты и документацию, а пилот в небе должен принимать решение за доли секунды.
- Какими вертолетами вам пришлось здесь заниматься?
- В основном ВК-117 "Еврокоптер". Надежная машина. Хотя наши "Камовы" проще: они чуть грубее, но на них легче найти повреждение, отремонтировать. Они как автомат Калашникова: зимой, летом, в грязь и слякоть - если обслуживать, все отработает пусть и грубо, но без ошибок и поломок.
- Как в вашей жизни вертолеты появились?
Родился на Камчатке, в военной семье. Я потомственный вертолетчик, сын пилота. Очень горжусь отцом. У меня недавно родился второй сын. Старшему шесть лет, и я ему объясняю так: "Есть люди, которые машины ремонтируют, а папа - вертолеты". Он еще ни разу их не видел. Но пока говорит, что хочет быть кондитером. Асам сладкое не ест.
- Что самое сложное в работе инженера?
- Найти место поломки. Мелочи случаются часто, а сложные поломки - редкость, машина удачная. Но у нас они все проходят обслуживание по планам и графикам, при смене сезона, за этим следит целый отдел. Перекрестный контроль служб, как в армии. У этих машин тонкая система настройки винта, о которой даже немцы - производители говорят, что ее "могут настроить только два человека в мире". Но мы все вместе, инженеры и техники, с ней разбирались до тех пор, пока она не стала абсолютно понятной. Еще был такой нюанс: пилот перед полетом обязан сделать тест автопилота. Летчики пожаловались, что тест не начинается. Мы долго искали неисправность, все перерыли, а в итоге выяснилось, что ручка очень чуткая - сдвинешь ее на миллиметр, и автопилот не тестируется. Доли миллиметра влияют!
- Как проходит дежурство по смене инженера в МАЦ?
- Изучаю прошлое дежурство, потом назначаю техников на участки - у меня 18 человек в подчинении в смену. Потом решаю вопросы контроля работ, в конце смены отчитываюсь начальству. Если надо, решаем вопросы замены запчастей - все нужное у нас есть. Все наши вертолеты всегда на ходу. У инженера-вертолетчика, который еще и отец двоих сыновей, есть свободное время? Может, даже есть хобби? Увлекался до свадьбы охотой. А второе хобби - гараж и старенькая "Нива". С ней я проделал все, чего не приходилось делать на вертолетах: всю азбуку ремонтных и слесарных работ.
Справка
"Московский авиационный центр" (ГКУ "МАЦ") был создан в 2003 году для эвакуации пострадавших в ДТП. На вооружении центра состоят легкие вертолеты ВК-117 "Еврокоптер", средние Ка-32А и тяжелый Ми-26Т. "Камовы" и Ми применяются для тушения пожаров с воздуха. Легкие вертолеты - для медицинских нужд. На балансе МАЦ - пять площадок при больницах и на МКАД....
Авторские права на данный материал принадлежат «Вечерняя Москва». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции