Аргументы и факты
19 сентября 2018, 10:54
Помощь свыше. Авиамедицинские бригады переходят на круглосуточное дежурство
Скорая помощь передает диспетчеру: "Приехали на вызов, инсульт". Пациент еще не знает, что в больницу он попадет на специально оборудованном вертолете и лечение медики начнут уже на борту
Еще совсем недавно дежурство врачей и летчиков шло по 12 часов в день, преимущественно в светлое время суток. Но москвичи не перестают болеть и попадать в неприятности по ночам, поэтому авиамедицинские бригады Центра экстренной медицинской помощи (ЦЭМП) перешли на постоянный круглосуточный режим работы.
Час - на вес золота
В каких случаях требуются максимально быстрая доставка в больницу и использование самого современного оборудования в минуты полета?
"Очень важно соблюсти стандарты так называемого "золотого часа", - объясняет врач ЦЭМП Василий Юданов. - Незамедлительные действия медиков важны при инсультах, инфарктах, острой хирургии, ожогах, травмах, в том числе полученных при падении с высоты. Время крайне важно учитывать при помощи детям. "Золотой час" напрямую влияет на перспективы скорейшего возвращения к полноценной жизни".
Присоединение к Москве новых территорий, где пока нет стационаров широкого профиля, тоже повлияло на востребованность авиамедицины. Вертолеты в разы быстрее машин скорой помощи доставляют пациентов до столичных больниц: два часа пути сокращаются буквально до минут. В Новой Москве открыты 24 площадки, где пациента пересаживают в вертолет. Бывают случаи, когда авиабригада забирает больного из автомобильной пробки, в которой засела скорая.
Следует отметить, что ЦЭМП и скорая помощь - два разных подразделения Департамента здравоохранения, но при необходимости бригады связываются друг с другом по радиотелефонной связи, если им предстоит пересечься на просторах Москвы.
Вертолет - полноценный реанимобиль с разнообразным набором техники. Например, наличие двух аппаратов искусственной вентиляции легких позволяет принять на борт более одного пациента в тяжелом или крайне тяжелом состоянии. После оказания "золотой" первой медицинской помощи транспорт приземляется на специально оборудованных площадках в Институте скорой помощи им. Склифосовского, больницах им. Боткина, им. Иноземцева, им. Юдина, им. Жадкевича, им. Ерамишанцева, им. Филатова и в детских стационарах - больнице им. Сперанского и НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.
До того как надеть форму с нашивкой "Центр экстренной медицинской помощи", медики успели поработать хирургами, анестезиологами и реаниматологами, дежурили на скорой. Но этот опыт обязательно дополняется обучением на базе Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" по оказанию медпомощи при чрезвычайных ситуациях с использованием авиационного транспорта. "Когда мы прибываем на крупное ДТП или пожар с большим количеством пострадавших, то до приезда бригад скорой помощи проводим ряд действий, - объясняет фельдшер ЦЭМП Дмитрий Соколов. - Помимо оказания медицинской помощи мы распределяем пациентов по тяжести их состояния и организуем так называемую "эвакуационную петлю" - освобождаем пути для свободного въезда и выезда машин скорой.
График в условиях чрезвычайных ситуаций становится напряженным: случается, медики вынуждены оставаться на дежурстве по трое-четверо суток. Ежедневный труд авиабригад сопряжен с физическими нагрузками - неоднократно нужно поднимать и переносить пациентов в вертолет. Мужская работа. Если пациент слишком тяжелый (вес порой достигает 150 кг), на выручку, выключив двигатель вертолета, приходит пилот.
Общее дело
Летчики говорят, что ощущают себя единой бригадой с врачами ЦЭМП. Тем не менее формально штурвал берут в руки специалисты другого ведомства - Московского авиационного центра Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Москвы.
Сейчас в столице срочные вылеты осуществляют три вертолета Центра экстренной медицинской помощи, один из которых дислоцируется на территории больницы № 15 им. Филатова, а два других - в аэропорту "Остафьево" (Новомосковский округ). Обычно высота полета составляет 150 м, что избавляет больного от большого перепада давления и нехватки кислорода. Также эта высота связана со спецификой организации воздушного движения над Москвой. В среднем полет занимает 7-10 минут. Пересечь весь город можно тоже быстро: к примеру, путь от района Выхино до Зеленограда вертолеты преодолевают за 12-15 минут. Приземляются, предварительно осмотрев местность сверху. Площадка должна быть хорошо освещена и не иметь препятствий на расстоянии как минимум 10 м от вертолета. Зимой сложнее. Бывало, сразу после сильного снегопада бригада осуществляла посадку на неочищенную территорию, медики выпрыгивали и проваливались в снег. В очень плохую погоду полеты ограничивают по метеоусловиям.
"Экипаж решает свою задачу, а мы свою", - говорит диспетчер отдела полетно-информационного обслуживания Сергей Кобзев. В частности, с диспетчерского пункта на борт поступает информация о направлении ветра, температуре, влажности воздуха, видимости, ухудшении метеообстановки. Погода отслеживается по приборам, и диспетчер держит связь с дежурным синоптиком аэропорта "Остафьево".
За вертолетами не закреплены отдельные участки Москвы. Бригады летают на вызовы по всему городу. При происшествии с большим количеством пострадавших диспетчер может направить на место все бригады одновременно.
Ночью проблемы те же
С 1 июня Центр экстренной медицинской помощи стал осуществлять вылеты вертолетов круглосуточно. "Мы хотели посмотреть, будут ли оправданы полеты ночью, и поняли, что ночные вызовы востребованы так же, как дневные, - рассказывает заместитель директора по медицинской части ЦЭМП Сергей Гуменюк. - Ночью проблемы у людей те же самые". На постоянный круглосуточный режим переходят два вертолета из трех - те, что базируются в "Остафьево". По технике безопасности в ночные часы место для посадки выбирать предстоит еще тщательнее, чем днем.
В какое бы время суток ни поднимались в небо на вертолетах бригады ЦЭМП, задачу они видят в том, чтобы больной как можно скорее получил квалифицированную помощь. Однажды пожилая пациентка на носилках удивила медиков, заявив им, что полетит в больницу на вертолете уже второй раз: "Летала, все знаю". До этого ее вовремя доставили в стационар и спасли жизнь. Сработал тот самый "золотой час".
Кстати
Место происшествия быстро обрастает толпой зевак. Есть среди них те, кто желает запечатлеть чужую беду и включает камеру мобильного телефона. А чтобы добавить будущим зрителям острых ощущений от просмотра, переходит границы в прямом и переносном смысле. "Люди пытаются снять поближе, даже подлезают под наши руки, - говорит фельдшер Дмитрий Соколов. - Порой и ругаешься, ведь это мешает, особенно когда после аварии спасатели вытаскивают пострадавших из заблокированной машины и начинают передавать нам. Если к врачам подходят добровольцы, то эти люди не снимают, а реально хотят помочь"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции