Коммерсантъ
28 сентября 2018, 09:03
Аэродромы, удаленные от бизнеса
Фактически сорванные программы реконструкции социально значимых аэропортов в удаленных регионах России привели в этом году к активизации обсуждения проблем таких предприятий на всех уровнях власти
ФЦП с жесткой посадкой
На этой неделе Минтранс обнародовал масштабные планы модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в РФ. По словам министра Евгения Дитриха, на "прорывное развитие" транспорта потребуется 6,3 трлн руб., из которых около 3 трлн руб. - частные инвестиции. В Минэкономики "Ъ" уточнили, что в проект до 2024 года включены порядка 60 проектов модернизации региональных аэропортов, в том числе на удаленных территориях.
Источник "Ъ" в финансово-экономическом блоке правительства добавил, что на это в плане заложено около 90 млрд руб. В ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)" речь шла о 37,5 млрд руб., но сумма включала и закупку региональных самолетов. В Росавиации "Ъ" рассказали, что план предусматривает реконструкцию 65 аэропортов, из них 38 - на Дальнем Востоке. В 2019-2024 годах от бюджета потребуется 166 млрд руб., в том числе 86,7 млрд руб. для дальневосточных аэропортов.
Проблема удаленных маленьких аэропортов не нова, в марте ускорение ей придал Владимир Путин. Он поручил расширить перечень межрегиональных маршрутов, особенно на удаленных территориях, чтобы через шесть лет около половины этих рейсов выполнялись напрямую. В целом о развитии региональной авиации власти говорят с конца 2017 года, в том числе в контексте срыва реконструкции аэропортов ДФО. Тогда полпред президента в регионе, вице-премьер Юрий Трутнев обвинил Минтранс в "некомпетентной работе": из выделенных в 2013 году 106 млрд руб. более 64 млрд руб. не освоены, проекты не прошли госэкспертизу.
В Росавиации пояснили "Ъ", что в 2014-2017 годах ФЦП по развитию транспорта и по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года были сокращены на 56%, до чуть более 50 млрд руб., причем средства не поступили в Росавиацию. К тому же обе ФЦП прекратились в 2017-2018 годах, из-за чего число проектов упало с 56 до 20. В восьми аэропортах подрядчики сорвали сроки, после чего единственным исполнителем этих контрактов сделали "Спецстрой".
Мал аэропорт, да дорог
Несмотря на проблемы последних нескольких лет, в Росавиации считают, что в целом ситуация в отрасли улучшилась. По данным ведомства, в 1991-2004 годах в бюджете РФ "почти отсутствовали средства для развития аэродромной сети". Зато в 2014-2018 годах, подчеркивают в ведомстве, в 75 аэропортах прошла масштабная реконструкция, с нуля созданы аэропорты Сабетта, Талакан, Ростов-на-Дону и Итуруп. Впрочем, первые два связаны с конкретными крупными нефтегазовыми проектами, аэропорт Ростова-на-Дону нельзя назвать удаленным, это крупный центр.
Из новых механизмов для спасения маргинальных аэропортов появились только федеральные казенные предприятия (ФКП). Так, для сохранения и развития небольших аэропортов и посадочных площадок (ПП) на Крайнем Севере, где авиация остается безальтернативным видом транспорта, правительство с 2007 года объединило 81 аэропорт и ПП в семь ФКП. В 2017 году они обслужили 787 тыс. пассажиров. Если доходов ФКП не хватает, Росавиация выделяет им субсидии. В 2017 году дотации составили 3,3 млрд руб., из них на четыре ФКП ДФО с 59 аэропортами и 15 ПП - 2,5 млрд руб., примерно на том же уровне поддержка сохранится в 2018-2020 годах.
При этом, по данным "Ъ", Белый дом недоволен высокими затратами на малые аэропорты. В августе рабочая группа правкомиссии по бюджетным проектировкам на 2019-2021 годы предложила Минтрансу сократить сеть аэропортов на Крайнем Севере, в ряде случаев - за счет автобусного сообщения. Планируется также "оптимизировать управленческие расходы ФКП "Аэропорты Севера" до средних по ФКП" и затраты на терминалы с одинаковой пропускной способностью, принимающие разное количество пассажиров. В Минтрансе РФ "Ъ" не ответили.
По словам замминистра транспорта и дорожного хозяйства Якутии Айсиэна Дегтярева, по указанию Минфина в последние годы бюджетные субсидии снижаются: в 2017 году дотации ФКП "Аэропорты Севера" упали на 10%, до 1,08 млрд руб., в 2018 году - до 1,04 млрд руб. "Доходная база аэропортов крайне низкая, рост основных сборов регулируется ФАС и не превышает среднего уровня инфляции (не учитываются региональные особенности и индексы-дефляторы по региону)",- говорит чиновник. До 2024 года на 16 аэропортов ФКП в плане модернизации инфраструктуры предусмотрено более 27,2 млрд руб., но туда не попали другие аэропорты предприятия, которым на реконструкцию надо 30,9 млрд руб., отметил господин Дегтярев. В сентябре глава Якутии Айсен Николаев заявил, что если в ближайшее время не будет решения по аэропортам, то "не будет, откуда летать".
Инвестором в социально значимые перевозки может быть только государство, считают в регионе. "Интерес частных инвесторов направлен на результат в виде дохода, а о каком доходе можно говорить при пассажиропотоке в 2-7 тыс. человек в год?" - говорит Айсиэн Дегтярев (о немногочисленных в РФ примерах поддержки частным бизнесом аэропортов в регионах, а также зарубежном опыте читайте в "Ъ-Онлайн").
С региона по нитке
В Сахалинской области "все существовавшие в советский период большие и малые аэропорты сохранены, в том числе на островах Парамушир и Шикотан, где будут построены новые взлетно-посадочные площадки", говорит гендиректор АО "Аэропорт Южно-Сахалинск" Никита Полонский. До 2020 года для сахалинских аэропортов разработан бизнес-план, "для каждого прописаны свои цифры", говорит он. Если до 2018 года на поддержку аэропортов выделялось 250 млн руб. в год, то в этом году - около 400 млн руб. На эти средства "приобретается новая техника, модернизируется инфраструктура". Состояние малых аэропортов топ-менеджер оценил как "удовлетворительное", но отметил, что им также нужна реконструкция.
При этом сахалинские аэропорты поддерживаются в том числе за счет дальневосточной авиакомпании "Аврора" (входит в группу "Аэрофлот"), она покрывает 95% местного рынка. В малые аэропорты летает вертолетная компания "Авиашельф" (работает в основном на нефтегазовых проектах), "Дальнереченск Авиа" и группа "ДВ Авиа Лифт" (обслуживает лесоохрану). Но, несмотря на поддержку региона, "Аврора" планирует уменьшить число рейсов из Охи на севере Сахалина. Никита Полонский отметил, что дефицит билетов из Охи в Хабаровск и Южно-Сахалинск и так есть и "это еще больше усугубит оторванность самого северного сахалинского района". В "Авроре" на запрос "Ъ" не ответили.
В Красноярском крае в 2017 году восемь региональных аэропортов объединили на базе "Красавиапорта", но только два из них сохранили статус. Еще шесть превратились в ПП: их техническое состояние не позволяет пройти сертификацию и получить разрешение на аэропортовую деятельность, пояснил "Ъ" гендиректор компании Андрей Колесников. Ранее аэропорты входили в состав авиакомпании "Красавиа", управлявшей ими "по остаточному принципу", говорит он. С 2014 года регион давал авиакомпании по 40 млн руб. на северные аэропорты, но при их убытках в 160 млн руб. "разница ложилась на перевозчика", уточнил топ-менеджер. В 2018 году "Красавиапорту" из бюджета выделили 120 млн руб., этого, по словам господина Колесникова, "достаточно, чтобы покрыть убытки от текущей деятельности и делать плановые ремонты", но говорить о развитии не приходится, и "ПП не смогут вернуть себе статус аэропорта", так как в среднем на восстановление одного аэропорта надо около 0,5 млрд руб.
Федеральные перекосы
В "Красавиапорте" рассчитывают, что аэропорты Хатанги, Туры, Байкита и Енисейска будут переданы в федеральную собственность. Социально значимые аэропорты в ФКП получают достаточное финансирование, ведутся строительство, капремонт. Диксону, который в мае вошел в ФКП "Аэропорты Красноярья", "остается только завидовать - аэропорт получил на полгода 100 млн руб. на восстановление", подчеркивают в "Красавиапорте".
Но включение в ФКП также сказывается и на сборах аэропортов. При создании ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" ставки за аэропортовое обслуживание выросли в два-три раза, что увеличило потребности в субсидиях из краевого бюджета, отметил замминистра промышленности и транспорта Хабаровского края Артем Сердюков. Пока участие в ФКП "улучшило техническое состояние только отдельных объектов", говорит он, в Охотске, Аяне, Херпучи ВПП не соответствуют нормам, здания изношены, оборудование устарело, нет складов ГСМ, что не позволяет обеспечивать перевозки. Господин Сердюков замечает, что помимо федеральных средств ФКП финансируется и за счет своих доходов от обслуживания и заправки воздушных судов.
Аэропорт Кургана - "единственный в РФ с одним ежедневным рейсом на Москву и существующий только на собственные средства", говорит его исполнительный директор Дмитрий Коваленко. Но сложности связаны не с инфраструктурой (ВПП отремонтирована в 2008 году), а с "существенными изменениями" в последние три года в транспортной безопасности, заметил он. Курган стал аэропортом федерального значения, и пришлось организовать пункт досмотра при входе. "Куплен интроскоп за 5 млн руб., а это месячный бюджет от авиационной деятельности,- отмечает господин Коваленко.- Но требуется рамка и обученный человек, который должен находиться там фактически круглые сутки, хотя есть только один утренний рейс". Также куплен интроскоп на КПП сотрудников. "Но оператор зарабатывает 100 млн руб. в год, затраты перекладываются на пассажиров и авиакомпании",- говорит гендиректор аэропорта.
Об упрощении требований к северным аэропортам с малой интенсивностью полетов говорят и в Якутии. В год через аэропорт Сангар проходит около 1,6 тыс. человек, за охрану УВО Минтранса берет свыше 7,3 млн руб.- почти по 4,6 тыс. руб. на пассажира (упрощение требований по охране предлагала и рабочая группа по бюджетным проектировкам). Нужны средства и на модернизацию. "Большинство аэропортов Якутии возникли в годы Великой Отечественной войны на трассе Аляска-Сибирь для перегона самолетов по ленд-лизу из США",- замечает Айсиэн Дегтярев. Последние серьезные реконструкции были при СССР, и "выполнять ужесточенные требования к инфраструктуре, например, по обслуживанию маломобильных групп населения, очень сложно", говорит он. Серьезной модернизации требуют грунтовые ВПП, добавил чиновник: "С 2021 года начнется вывод старых Ан-24 и Ан-26, а для Bombardier Q-300 надо увеличить прочность покрытия в полтора раза"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции