Труд
28 сентября 2018, 09:42
Почему погиб Ил-20
18 сентября в сирийском небе был сбит российский военный самолет Ил-20, погибли 15 наших военнослужащих
В любом случае операция с Ил-20, подставленного под "дружеский", а то и собственный огонь (про роль ПВО Хмеймима почему-то умалчивают), войдет в учебники как пример, с одной стороны, запредельного головотяпства, а с другой - военного мастерства. "Труд" попросил прокомментировать ситуацию бывшего летчика-испытателя, члена Союза ветеранов Сирии Мстислава ЛИСТОВА. В 1973 году в составе экипажей военно-транспортной авиации он выполнял боевые задания в операции под кодовым названием "Кавказ", известной позже как арабо-израильская Октябрьская война (или Война Судного дня).
Как вспоминает Листов, летали они тогда в Сирию на самолетах ВТА Ан-12БП, и Ан-22, и эти полеты были длительными и очень непростыми. Вылетали из Литвы, брали курс на Дальний Восток, в Комсомольск-на-Амуре, где брали на борт новые самолеты, а в других местах ракеты, боевую технику, потом через всю страну возвращались и шли дальше: через Югославию и Адриатическое море в Средиземное море мимо острова Крит, через Кипр, приземлялись в Халебе (ныне Алеппо) или Дамаске. Так что Листов хорошо представляет нынешний театр военных действий.
По мнению Мстислава Степановича, официально заявленная нашими военными версия нынешних событий с Ил-20 оставляет открытыми массу вопросов. И первый из них: можно, конечно, предъявлять претензии к сирийским ракетчикам (батальон сирийских ПВО, откуда произвели пуск, арестован), но где были российские советники, тем более когда в воздухе наши самолеты? А дальше - новые вопросы.
- Сам по себе случай вполне хрестоматийный, чужим истребителям не столь уж сложно подойти и встать в кильватер, чтобы слиться в одну отметку на экране локатора обзора, - поясняет Листов. - Но теперь выясняется, что только один F-16 "прикрывался" "Илом", а еще три барражировали на высоте 10-12 км: Но ведь наша радио-, космическая и агентурная разведки обязаны следить за любым взлетом не только с территории Израиля, но и американцев, и французов и передавать оперативно данные воздушной обстановки на КП нашему руководителю полетов. Ракета до цели 35 км летит не более 10 секунд. Даже если израильтяне предупредили о своих истребителях за минуту, время было и у ракетчиков, и у наших летчиков. А руководитель полетов обязан дублировать команду экипажу об угрозе сзади и дать команду применить противоракетный маневр - экстренное снижение...
- Мы в 1973-м применили аналогичные действия над Голанскими высотами, - вспоминает Листов, - и тогда спасли и себя, и самолет, шедший, кстати, с предельно допустимым взлетным весом. Почему же наш боевой опыт сегодня не нужен?
Идем дальше. Вот слова представителя Минобороны генерала Конашенкова: "На экране отчетливо видно направление полета ракеты С-200, выпущенной сирийским комплексом ПВО, положение российского и израильского самолетов. При этом достаточно хорошо видно, что направление полета ракеты нацелено на израильский самолет. Затем радар С-400 "увидел", как ракета резко изменила направление полета и пошла на Ил-20". И снова вопрос: а почему этого никто не предвидел, тем более, как мы читаем, наш С-400 контролировал ситуацию?
По мнению Мстислава Степановича, чтобы дать объективную оценку трагическому событию, надо ответить на все эти загадки. Готов ли был экипаж к маневру ухода от поражения ракетой? Проигрывалась ли эта ситуация? Был ли оборудован Ил-20 индикацией об облучении с задней полусферы и от локатора ЗРК спереди? Понимали руководители полетами "Ила", что заводили его на посадку, когда в зоне находились четыре истребителя, или они этого не видели? Ведь если понимали, то обязаны были дать команду экипажу встать в круг с набором высоты и приступить к снижению только после изменения ситуации...
- Для того чтобы такие трагедии в воздухе не повторялись, российским военным очень важно провести работу над собственными ошибками, а не сваливать все "на вражеские происки", - подытоживает Мстислав Листов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 15, 2025
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные промокоды на 21 новогоднем рейсе
Декабрь 15, 2025
Группа "Аэрофлот" вводит дополнительные рейсы между Москвой и Владивостоком/Хабаровском/Благовещенском на зимний период повышенного спроса
Декабрь 15, 2025
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях. Почему, рассказал гендиректор ЦИАМ Андрей Козлов
Декабрь 15, 2025
На пермском предприятии ОДК-СТАР выбрали лучших наставников