Русский Фокус
8 июля 2003, 11:15
Без лишнего шума
Главная беда - двигатели. Все более жесткие мировые требования по шуму и выбросу вредных газов плюс низкая экономичность препятствуют полноценной эксплуатации этих самолетов. С Ту-134 ситуация в этом смысле достаточно безнадежна. Его двигатель Д-30 является близким родственником Д-30Ф (с форсажной камерой), который устанавливается на высотном истребителе-перехватчике МиГ-31. Реактивная струя у Д-30 вылетает из сопла со сверхзвуковой скоростью и шумит так, что Ту-134 получил ласковое прозвище "свисток".
Другое дело - двигатели семейства Д-30КУ. Как шутят специалисты, у этого семейства общее с Д-30 - только название. В частности, сопло у них уже дозвуковое, поэтому шумят они гораздо меньше - хотя и все равно сильно по нынешним меркам. У Д-30КУ и Д-30КП совсем немного различий, и ставятся они, соответственно, на Ил-62М и грузовой Ил-76. А Д-30КУ-154 ставится, как можно догадаться, на Ту-154М и имеет по сравнению с Д-30КУ несколько сниженную мощность (и увеличенный ресурс). За счет этого, кстати, удается привести Ту-154М в соответствие с современными требованиями (Глава III приложения 16 конвенции ICAO) относительно малой кровью - установкой звукопоглощающих конструкций стоимостью порядка $150 000. Правда, проходит он по самому краю - для требований главы IV требуется гораздо более существенная доработка.
Еще два года назад гендиректор производителя этих двигателей НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин отнесся к идее модернизации Д-30КУ довольно прохладно - на вопрос "Фокуса" он ответил, что это двигатель уже прошлого поколения и вкладывать средства в его доработку особого смысла нет. С другой стороны, двигатели этого семейства - самые массовые в России. По данным НПО "Сатурн", на сегодня около 4500 двигателей этого семейства установлены примерно на 1100 самолетах. Разумеется, летают далеко не все. Например, самолетов Ту-154М эксплуатируется около 450. Но и это весьма серьезный потенциальный рынок для модернизации.
Столь длительное предисловие требуется для того, чтобы в полной мере оценить масштабы новости, появившейся на прошлой неделе. Заместитель гендиректора НПО "Сатурн" Василий Данилов сообщил о том, что в августе на авиационно-космическом салоне МАКС-2003 компания представит предложения по модернизации двигателя Д-30КУ/КП/КУ-154. Благодаря модернизации вентилятора и ряду других доработок двигатель будет удовлетворять требованиям главы IV, а его тяга повысится до 13 300 кг (сейчас тяга Д-30КУ-154 - 10 500 кг).
По словам Данилова, проект уже получил положительное заключение в Центральном институте авиационного моторостроения и в Авиакомплексе им. Ильюшина, а в течение месяца прояснится позиция "Росавиакосмоса", Госслужбы гражданской авиации и КБ им. Туполева. Стоимость модернизации пока не раскрывается, но, как выразился Данилов, "проект обещает быть проходным по деньгам", т. е. новые двигатели не будут в несколько раз дороже, чем планер (т. е. крыло и фюзеляж) самолета.
В случае успеха проект модернизации Д-30КУ/КП/КУ-154 сулит весьма любопытные перспективы. По словам Данилова, "в результате модернизации расход топлива сократится на 15% - в среднем для Ту-154М это дает экономию порядка $200 000 в год".
Правда, при таком раскладе самолет нового поколения Ту-204, который создан для замены Ту-154 и стоит сейчас порядка $18-20 млн, становится просто никому не нужен. К возрождению Ил-62 можно отнестись с некоторым скептицизмом - при всех его достоинствах это самолет уже не вчерашнего, а позавчерашнего дня. Зато открывается блестящая перспектива ремоторизации Ил-86 - его нынешние двигатели НК-86 не только чересчур шумят, но и слабоваты для этого самолета. А их замена на Д-30КП, как говорят специалисты, никаких технических проблем не представляет, надо только оформить документацию.
Провозглашенная президентом Путиным цель - удвоить ВВП - неминуемо приведет к резкому росту пассажирских перевозок: в мировой экономике это величины пропорциональные. Поскольку сейчас объем производства самолетов "нового поколения" близок к нулю, решить проблему авиаперевозок смогут только старые проверенные (и освоенные в эксплуатации!) советские самолеты. А авиапром сможет не торопясь заняться разработкой самолетов послезавтрашнего дня....
Авторские права на данный материал принадлежат «Русский Фокус». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции