Комсомольская правда в Петербурге
27 ноября 2018, 18:34
Как летает вертолет?
В начале ноября в Санкт-Петербурге прошел Северо-Западный промышленный форум, организованный "Ростехом". В 2018 году региональное представительство корпорации отметило первый юбилей - 10 лет
В честь круглой даты в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого собрались специалисты "Ростеха", руководители ведущих предприятий Северо-Запада и представители правительства города. Обсуждались инновационные технологии и достижения в области автомобиле- и авиастроения, двигателестроения и электроники. Чудеса инженерной мысли демонстрировали тут же, на выставке. Компании представили уникальный медицинский вертолет с реанимацией на борту, камеры для съемки в темноте и бионические протезы рук.
Одной из самых масштабных и удивительных стала экспозиция АО "ОДК-Климов" - старейшего предприятия авиастроительной отрасли и ведущего российского разработчика газотурбинных двигателей. На выставке компания представила свои лучшие образцы - реактивный двигатель РД-33, вертолетные двигатели ВК-2500 и ТВ7-117В, двигатель ТВ7-117СТ, предназначенный для нового легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Все эти агрегаты - гордость петербургской промышленности.
Похвастаться производством подобных двигателей могут лишь шесть стран во всем мире. "Комсомолка" рассказывает, как живет петербургский завод, благодаря которому летают отечественные вертолеты.
104 года
История "Климова" начинается в 1914 году. Предприятие было учреждено как "Русское Рено" и согласно Уставу планировало выпускать автомобили французской марки. Однако грянула Первая мировая война. Завод стал выполнять заказы различных военных ведомств, в том числе выпускать авиационные двигатели для уникальных четырехмоторных бомбардировщиков "Илья Муромец" и гидропланов Григоровича. В 1918 году завод был национализирован, пережил тяжелые годы гражданской войны и в конце 20-х годов 20-ого столетия стал выпускать мотоциклы Л-300.
Во время Второй мировой (Великой Отечественной) войны завод был эвакуирован в Уфу, вошел в состав объединенного двигателестроительного завода. Главной задачей в те годы - была задача серийного выпуска двигателя М-105, который называли "двигателем Победы", поскольку на них летало большинство советских истребителей. Всего было произведено порядка ста тысяч экземпляров. М-105 - самый массовый серийный двигатель в истории авиации.
В 1946 году в Ленинграде создали Опытно-конструкторское бюро (ОКБ), которое возглавил талантливый советский ученый Владимир Климов. В конце сороковых ОКБ был сконструирован и выпущен реактивный двигатель ВК-1для истребителей МиГ-15б, Миг-17, бомбардировщиков Ту-14.
Новый виток в жизни завода произошел в 60-х. На первого секретаря ЦККПСС Никиту Хрущева во время официального визита в США произвели большое впечатление "заокеанские" вертолеты. По его возвращению было принято решение заняться конструированием для наших вертолетов газотурбинных двигателей.
Тогда появились двигатели ГТД-350, ТВ2 -117, а позднее и ТВ3-117, которые устанавливают на большинство отечественных вертолетов среднего класса - Ми-2 Ми-8 , Ка-31, Ка-50.
Танк и олимпийский факел
Впрочем, гордятся "климовцы" не только двигателями. Они вошли в историю как создатели олимпийского факела для Олимпиады 1980 года. Задание на разработку главного символа олимпиады завод получил от оргкомитета состязаний. Требование были вполне понятные, но сложно реализуемые: факел должен быть удобным и максимально технологичным. Вес изделия не мог превышать одного килограмма, а длина - 650 миллиметров, на его работу не должны были влиять ни сильный ветер, ни проливной дождь. С трудной задачей инженеры справились. Факел сконструировали, испытали и выпустили в количестве 6 200 штук в установленные сроки. Создатели факела получили на эту разработку авторское свидетельство.
Еще одна важная страница в истории завода - создание двигателя для танка. Да такого, что позавидовал весь мир.
Последняя серийная модификация двигателя - ГТД-1250, разработанная к 1986 году для моделей Т-80У и "Черный орел", разгоняла 48-тонную машину до 80 километров в час.
Танк окрестили "летающим". По многим показателям он обошел единственного конкурента - американский танк "Абрамс". В конце 90-х годов на Международной выставке вооружений в Абу-Даби боевая машина поставила рекорд по "прыжкам с горы". Во время испытаний танк пролетел 13 метров. За чудо-разработку "климовцев" наградили Орденом Октябрьской революции.
Три кита
Сейчас АО "ОДК-Климов" - современное предприятие, оборудованное по последнему слову техники. Завод полностью преобразился в 2014 году. К столетнему юбилею был построен современный КПК (конструкторско-производственный комплекс) - административные и производственные здания с новейшей инженерной инфраструктурой и современным оборудованием на улице Академика Харитона. Благодаря этому производство стало более эффективным, издержки снизились, а производительность - выросла.
Разработка, серийное производство и сервисное сопровождение авиационных двигателей - три кита, на который стоит АО "ОДК-Климов". Корпорация обеспечивает весь жизненный цикл изделия: от его "рождения" и до "последнего вздоха".
Как рассказывают сотрудники предприятия, полный цикл создания двигателя составляет 5-7 лет. Его путь начинается с конструкторского бюро. Конструкторы и инженеры создают новое изделие. После выработки оптимального конструкторского решения проект уходит в производство. Любая неточность и небольшая ошибка может повлиять на работу двигателя. Особый этап в работе производства - сборка двигателя, на этом этапе требуется предельная внимательность и точность.
Заключительный этап - испытания. Двигатели устанавливают на испытательный стенд. К ним подсоединяют множество различных датчиков. В процессе испытаний компьютерные программы отслеживают поведение двигателя на разных режимах работы. Например, при повышенных или пониженных температурах.
В авиадвигателе тысячи деталей. Каждое изделие собирают вручную. После этого двигатель проходит множество испытаний продолжительностью в несколько тысяч часов. Эти испытания предшествуют продолжительному этапу получения сертификата двигателя. Только после этого может быть организовано серийное производство. Освоение серийного производства - особая сложнейшая задача, решение которой требует усилий всего коллектива на протяжении нескольких лет.
"Самый сложный продукт"
Сейчас двигатели АО "ОДК-Климов" знают во всем мире. Завод производит двигатели, которые используют в России и за рубежом. Встретить отечественные разработки предприятия можно в 80 странах мира. Причем свою продукцию петербургское предприятие не только поставляет, но и обслуживает после заключения сделки.
Авиационный газотурбинный двигатель - один из самых сложных продуктов, существующих на данный момент в мире. Поэтому такой продукт требует особой организации процесса эксплуатации и обслуживания. Чтобы он работал надежно и был безопасным, предприятие занимается сервисным обслуживанием двигателей, делает местный, локальный и капитальный ремонты, производит необходимые запчасти.
К своему делу "климовцы" подходят максимально ответственно. Работу они выполняют с мыслью, что каждый двигатель - это человеческая жизнь. Поэтому ошибки быть не может.
Площадка для взлета
Сейчас на предприятии трудятся около 2300 человек. Несмотря на это, компания заинтересована в новых одаренных кадрах. В народе говорят: "хочешь сделать что-то хорошо - сделай сам". Этой позиции придерживается и ОДК-Климов. Новых сотрудников они растят сами, а лучших из них поощряют материально. Например, в 2018-19 году стипендии от завода получили 23 петербургских студента.
Мы сотрудничаем с Санкт-Петербургским политехническим университетом, с БГТУ "Военмех", университетом гражданской авиации и другими образовательными учреждениями. В Политехе у нас работает базовая кафедра, - отмечают специалисты авиационного учебного центра АО "ОДК-Климов". - Мы растим сотрудников, погружаем их в работу с первых курсов. После выпуска они могут сразу же к нам трудоустроиться, если проявят себя должным образом. Лучшим кадрам у нас всегда открыта дорога.
Конкретно
В настоящее время "ОДК-Климов" производит двигатели:
ТВ7-117СТ - для перспективных самолетов Ил-112В, Ил-114-300. Данный двигатель отличается высокой экономичностью и надежностью.
ВК-2500 - для модификаций вертолетов Ми-17, а также новейших боевыхМи-28, Ка-52, Ми-35.
ТВ3-117 - универсальная платформа, на базе которой создают различные модификации. Этот двигатель установлен на 95% вертолетов опытно-конструкторских бюро Миля и Камова.
РД-33 - для истребителей марки "МиГ" в 25 странах мира.
Предприятие также разрабатывает и производит БАРКи - цифровые системы автоматического управления двигателями. Они позволяют повысить надежность двигателей, снизить расход топлива и уменьшить общую массу конструкции....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда в Петербурге». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции