Красная звезда
10 декабря 2018, 08:25
По пути обновления
Об обновлении и модернизации летного парка, совершенствовании инфраструктуры и перспективах развития в целом "Красной звезде" рассказывает начальник морской авиации ВМФ Герой России генерал-майор Игорь Кожин
- Игорь Сергеевич, подведите краткий итог уходящего 2018 года. Чего удалось добиться?
- В целом задачи летной подготовки в морской авиации ВМФ на 2018 год выполнены. Общий налет составил около 28 тысяч часов - это 120 процентов от запланированного показателя. Средний налет на экипаж - порядка 130 часов как по самолетам, так и по вертолетам. Экипажи морской авиации в уходящем году выполняли задачи по плану бомбардировочной подготовки, торпедной подготовки и отрабатывали действия по минометанию. Особенностью боевой учебы стала отработка задач многоцелевыми группами самолетов в ближней морской зоне.
В ходе повседневной учебы с учетом полученного опыта отрабатываем боевые тактические приемы, а также действия с использованием дежурства в воздухе, чтобы работать не только по неподвижным, но и по движущимся целям. Актуальна и передача данных по целям на большие радиусы через ретрансляцию с борта самолета.
Говоря о совершенствовании выучки в целом, отмечу, что мы поступательно отрабатываем действия летного состава по дозаправке в воздухе. Летчики, которые достигли определенного профессионального уровня и затем прошли необходимую подготовку, получили соответствующий допуск. Сейчас готовим очередную группу летчиков. Основная задача оперативно-тактической и противолодочной авиации, имеющей возможность дозаправки, быть в состоянии осуществлять ее днем и ночью. Летный состав должен быть готов к этому.
- Игорь Сергеевич, что можно сказать об обновлении летного парка?
- По-прежнему большое внимание уделяли обновлению, которое вели по нескольким направлениям. Мы продолжали работу по перевооружению сил оперативно-тактической авиации берегового базирования на самолеты Су-30СМ - в 2018 году получили порядка десяти летательных аппаратов. Это наш базовый самолет, поэтому идет плановая замена на него практически всего парка оперативно-тактической авиации.
Планово идет перевооружение основы противолодочных сил и сил целеуказания для корабельных группировок: вертолета Ка-27 на новые вертолеты Ка-27М. Практически они составляют уже половину парка. Одновременно с поставкой Ка-27М идет работа по их дальнейшей модернизации - оснащение элементами современного технологического оборудования.
До конца 2019 учебного года мы должны получить самолеты-амфибии Бе-200, которые будут эксплуатироваться в качестве спасательных и противопожарных летательных аппаратов. Экипажи у нас подготовлены, и, скорее всего, мы покажем эти летательные аппараты на Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге.
Идут специальные испытания Ил-38Н, связанные с совершенствованием ранее принятого на вооружение комплекса "Новелла". Комплекс имеет хорошие возможности для постоянной модернизации, и уже сейчас предусмотрена установка ряда новых элементов на этот комплекс. Он должен всегда отвечать современным требованиям к высокотехнологичному оборудованию, которые постоянно меняются в связи с развитием научно-технического прогресса.
В 2018 году введены в эксплуатацию два аэродрома - Чкаловск и Североморск-1. Они полностью отремонтированы и приспособлены для базирования морской авиации.
В целом стоит задача создать единый комплекс информационно-боевого пространства для всех летательных аппаратов ВМФ.
- Игорь Сергеевич, если возможно, обозначьте, пожалуйста, перспективы развития морской авиации на длительный период времени, например до 2050 года.
- Как я уже упомянул, в морской авиации предусматривается модернизация существующего парка летательных аппаратов и их поэтапная замена перспективными авиационными комплексами.
На первом этапе (до 2020 года) осуществляется активная модернизация существующего парка воздушных судов. Речь также идет о замене воздушных судов специальной авиации на новые образцы, включение в боевой состав подразделений корабельной истребительной авиации (МиГ-29К/КУБ) штурмовых и транспортно-десантных вертолетов корабельного базирования (Ка-52К), корабельных беспилотных летательных аппаратов. Всего до 2020 года планируется поставка в морскую авиацию ВМФ более 100 летательных аппаратов.
На втором этапе (2021-2030 годы) будут продолжены модернизация всего парка самолетов и вертолетов морской авиации и переоснащение самолетов истребительно-штурмовой авиации берегового базирования, будет начато серийное производство перспективного авиационного патрульного комплекса, перспективного многоцелевого вертолетного комплекса берегового и корабельного базирования, боевого вертолета корабельного базирования. На вооружение морской авиации должны поступить корабельные самолеты радиолокационного дозора, беспилотные летательные аппараты корабельного базирования, перспективный авиационный комплекс корабельной авиации.
На третьем этапе (2031-2050 годы) в морской авиации предполагается перейти на новое поколение многофункциональных летательных аппаратов и принять на вооружение новое поколение систем высокоточного оружия воздушного базирования, будут наращиваться боевые возможности противолодочной и многоцелевой патрульной авиации за счет переоснащения противолодочных полков на многоцелевой корабельный вертолет и патрульный самолет дальней зоны. Будут созданы поисково-спасательные вертолеты амфибийного класса дальней зоны, в том числе для действий в условиях Арктики и шельфов Арктических морей.
- Параллельно с обновлением летного парка идет ли совершенствование инфраструктуры?
- В 2018 году введены в эксплуатацию два аэродрома - Чкаловск и Североморск-1. Они полностью отремонтированы и приспособлены для базирования морской авиации: покрытие взлетно-посадочной полосы, рулежные дорожки и т. д. По сути, эти аэродромы можно назвать новыми.
Совершенствование инфраструктуры продолжается - устанавливаются самые современные цифровые радиотехнические средства, используемые на наших действующих аэродромах. Ранее везде поменяли техническую систему руководства полетами.
Мы продолжали работу по перевооружению сил оперативно-тактической авиации берегового базирования на самолеты Су-30СМ - в 2018 году получили порядка десяти летательных аппаратов
- В этом году морская авиация получила достаточно существенное пополнение. Как идет становление лейтенантов?
- Да, у нас впервые за несколько лет такое большое поступление молодых летчиков, а в дальнейшем они будут ежегодно приходить к нам на плановой основе. К работе с пополнением готовились, сейчас с лейтенантами серьезно занимаемся и в нашем Центре боевого применения и переучивания летного состава, и в полках. Они уже начали летать - ставим их на крыло. Можно говорить о том, что мы сейчас в достаточной степени укомплектованы летно-подъемным и штурманским составом.
- У молодежи есть какие-то временные ориентиры. К примеру, за какой период вчерашний курсант может стать летчиком 1-го класса? Помнится, раньше фигурировала цифра 8 лет…
- Раньше так и было. Четыре года в училище, затем после выпуска летчик за четыре года доходил до уровня 1-го класса. Сам я 1-й класс получил ровно через четыре года после окончания Ейского высшего военного авиационного училища летчиков.
Сейчас срок несколько больше, но все равно вполне реальный ориентир - до 10 лет, начиная от поступления на первый курс и заканчивая выходом на уровень 1-го класса. Хотя практика показывает, что у некоторых летчиков этот период занимает 7 лет - в зависимости от интенсивности подготовки и личных профессиональных качеств. А десять лет до 1-го класса - вполне реальная планка для каждого летчика морской авиации.
- В этой связи что можно сказать об использовании учебно-тренировочных комплексов НИТКА в Ейске и Крыму?
- Они функционируют. На комплексе на аэродроме в Саках проведена соответствующая подготовительная работа с учетом продления сроков его эксплуатации, и в наступившем учебном году будем его интенсивно использовать.
В Ейске на комплексе НИТКА проводим различные исследования - это его основная функция. Но в то же время он также будет использоваться для подготовки летного состава.
- Каковы наиболее значимые для морской авиации ВМФ события ожидаются в 2019 году?
- В числе основных мероприятий - подготовка и участие в Главном военно-морском параде. Определенный опыт уже накоплен, и уверен, что и в июле будущего года мы продемонстрируем отменную выучку.
Также на одном из театров военных действий планируем учение, аналогичное проведенному в 2018 году учению "Океанский щит - 2018". Это очень ответственное мероприятие, которое будет проходить под руководством главнокомандующего ВМФ России и потребует от личного состава высокой выучки.
- Игорь Сергеевич, в заключение хотелось бы задать вопрос о профессии морского летчика. В чем ее существенное отличие от других собратьев по крылатому строю? Чем полеты над морем отличаются от "сухопутных" воздушных дорог?
- Это особая авиация, которой надо жить постоянно. Почему? Потому что система выполнения полетов над морем подразумевает удаления на большие расстояния от суши, значительное время нахождения человека над водой. А эта среда достаточно агрессивная, особенно в осенне-зимний период, когда идет интенсивная боевая учеба. Поэтому должна быть соответствующая моральная и специализированная подготовка, человек должен быть физически крепким. Летчик, уходя в полет над морем, совершенно четко представляет, что, если вдруг откажет техника и придется катапультироваться, он окажется в водной стихии. Он должен быть готов к любым, не дай бог, неожиданностям, на случай которых мы имеем силы спасения, но до их подхода нужно уметь продержаться. Это специфика морской авиации, и она требует особой подготовки.
Мы работаем в основном по морским целям, и это большая разница по сравнению с расположенными на берегу: морской объект передвигается, сложно дать целеуказание - очень непростая система поиска. Требуется опыт, который летчики настойчиво накапливают в процессе повседневной службы.
Опять же у нас тесное взаимодействие с кораблями - с командирами кораблей и штабами морских сил. Эти взаимоотношения моряков и летчиков выстраивались в течение десятилетий. Не случайно морская авиация всегда готовилась в Санкт-Петербурге в Военно-морской академии. Те преподаватели, которые учили моряков, они же учили и летчиков, чтобы привить им важные принципы взаимодействия. Сейчас эти традиции по-прежнему сохраняются в ВУНЦ "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова".
В то же время очень важно, чтобы профессия морского летчика оставалась романтичной и интересной. Для этого нужны дальние полеты, сложные задачи, освоение новых элементов пилотирования. Полеты - это главное для летчика....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции