Аргументы Недели
20 декабря 2018, 14:24
Авиапром в стадии обещаний
Cовременные российские самолеты в 2006 году перевезли 9% пассажиров, в 2017-м - лишь 2%
Лидер готовится к броску
На общественном совете ПАО "Аэрофлот - Российские авиалинии", заместитель генерального директора по работе с клиентами Вадим Зингман сообщил о планах, которые ранее генеральный директор Виталий Савельев озвучил президенту В. Путину. Например, группа "Аэрофлот" к 2023 году, к 100-летию образования авиакомпании, планирует резко увеличить парк самолетов до 520 машин. Из них 190 отечественных (на данный момент в компании эксплуатируют 50 "Суперджетов"), 260 узкофюзеляжных и 55 широкофюзеляжных импортных самолетов.
Солидно, очень похоже на возвращение в премьер-лигу. В 1990 году советский "Аэрофлот" был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как компания, перевезшая 139 млн пассажиров. Такой цифры в то время не могла достичь ни одна зарубежная авиакомпания, включая европейских и американских гигантов. После распада Советского Союза, разукрупнения и дробления авиакомпании к 1994 году "Аэрофлот" перевозил чуть более 3 млн пассажиров. Сегодня заявлено, что через пять лет, к юбилею, национальный авиаперевозчик рассчитывает преодолеть планку в 100 млн пассажиров. Думается, единственным препятствием этим планам может стать рост цен на авиатопливо. У нас сказочная страна - нефти добываем больше всех в мире, перерабатываем, продаем, а цены внутри страны на авиакеросин ползут вверх.
Самолет без двигателя - гнусная история
Одно из важнейших решений года - за 18 месяцев должно состояться объединение ОАК с "Ростехом". Об этом газете "Ведомости" заявил глава госкорпорации Сергей Чемезов. ОАК и "Вертолеты России" будут объединены в один авиационный кластер, в него войдут все предприятия, производящие комплектующие как для самолетов, так и для вертолетов. Логично, не поспоришь. А что же Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), которая давно входит в "Ростех"? Так и будет делать ставки на французов с проблемными двигателями SaM-146 для "Суперджета"? Или плодить обещания сделать в Перми за 180 млрд рублей (для начала!) к 2028 году двигатель большой мощности ПД-35?
"Аргументы недели" многократно поднимали эту тему, есть куда более быстрые и дешевые способы удовлетворить справедливые амбиции самолетостроителей и заказчиков авиатехники. Например, в Самаре пылятся практически готовые двигатели от 18 тонн тяги (НК-56 и НК-93), там же есть другие варианты по сверхмощным двигателям. На эту нишу претендует двигатель Р179-ТВ1, который предлагает московский АМНТК "Союз". Его прародитель поднимал сверхзвуковой самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-141, но тут подоспела перестройка. В 1995‑м всю документацию на самолет продали в США, а двигатель оказался невостребован. Теперь на наш самолет-рекордсмен (12 мировых рекордов!) подозрительно похож новейший американский истребитель F-35. Может быть, грядет звездный час маршевого двигателя, который создали для нашего палубного истребителя? Обещанная тяга в 27 с половиной тонн позволит заменить на Ан‑124 "Руслан" отработавшие свое украинские двигатели Д-18.
Но в ОДК Р179-ТВ1, как и двигатели НК, в упор не видят. Каким образом под патронажем "Ростеха" ОДК будет работать в одной связке с ОАК? Если так же, как и было, - печально. Пора делать ставку на зарекомендовавших себя в профессии ученых, конструкторов и технологов, а не на мутных управленцев. Время уже упущено, американцы и англичане производят сверхмощные авиационные двигатели с тягой под 50 тонн. Возиться еще 10 лет с двигателем большой мощности - это уже не отставание, а непреодолимая пропасть. Аксиома: нет двигателя - не будет самолета.
За Толбухина обидно...
13 декабря "Аэрофлот" получил очередной "Эрбас" А320 с завода концерна в Гамбурге. Борт получил имя советского военачальника Федора Толбухина. Глумление какое-то - маршал воевал с немецко-фашистскими ордами с 1941 года. Не стоило бы называть его именем самолет, купленный в Германии, не по репарациям же получили, не трофей. Назвали бы лучше его именем "Боинг-737-800", который тоже на днях получил "нацпер" из США. Как-никак, союзники по Второй мировой. А лучше бы какой-нибудь "Ил" или "Ту". Но где они? Или уже можно ожидать, что появятся "именные" боинги и эрбасы в честь наших великих авиаконструкторов: "Андрей Туполев", "Сергей Ильюшин" и "Александр Яковлев"?
Обнулить пошлины и субсидировать зарубежный авиапром?
Планы нарастить пассажиропоток вступают в противоречие с планами восстановления производства отечественных самолетов. Авиакомпании, в первую очередь наш национальный авиаперевозчик, совершенно справедливо пытаются снижать издержки и всячески лоббируют практику временного ввоза авиалайнеров с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и российские ведомства эту ситуацию всячески поддерживают. Дескать, и так все дорого, а тут авиаперевозки в государствах ЕАЭС без этой льготы станут еще дороже. И авиалайнеры концернов "Боинг", "Эрбас", АТР и "Эмбраер" без проблем влетают на наш рынок. Только с 2015 по 2017 год в списке российских авиакомпаний появились 225 иномарок. Стоимость каждой в среднем по каталогу от 100 до 150 млн долларов. Миллиарды долларов на кону!
Что делать? Наш авиапром "чихает и кашляет", имея в заделе отличные самолеты - Ту-214, Ил-96-400М, Ил-114-300, в близкой перспективе - МС-21. Но массово, в штуках, не строит. Тут и рабочие кадры разбазарили, и у чиновников (им президент России не указ) нет желания. А покупатель (авиакомпания) предпочитает простейший путь - дешевый лизинг, регистрацию в офшорах (не зря "Аэрофлот" заработал прозвище "Бермудфлот") и надежное техническое сопровождение, которое "Боинг" и "Эрбас" гарантируют по всему миру.
Техническое сопровождение, или ППО (послепродажное обслуживание), - больное место самолетов российского производства. В этом году, после массы скандалов с нелетающими "Суперджетами", наконец начали создавать склады запчастей. Не самолет виноват, а те, кто должен обеспечить его исправность и эксплуатацию. В конце ноября на московской "Транспортной неделе" заместитель министра промышленности и торговли России Олег Бочаров эмоционально озвучил основную проблему "Суперджета":
- Мы испытываем мощнейшие сложности, связанные с нашим партнерством с французскими партнерами по двигателю SaM-146. У коллег жесткая бизнес-модель, и идти на симметричные снижения стоимости владения двигателем они не готовы. Разбирая все проблемы эксплуатации двигателя с региональными компаниями, мы видим, что и они пользуются сложившейся ситуацией, стремятся занять более выгодное для себя положение в наших спорах с французами. Мы понимаем, что нам надо создать банк подменных двигателей. Такая программа у ОДК есть. Документацию на полные разборку и сборку двигателей на территории рыбинского завода мы получили. Первый двигатель там уже полностью отремонтирован, то есть разобран-собран. Вопрос коммерческий - идет торговля, за сколько мы с французами сговоримся. Мы понимаем, что условия, которые они выставляют по покупке-аренде подменных двигателей у компании PowerJet, неприемлемы для российских региональных авиакомпаний. Просто неприемлемы, и все. А качество самого двигателя вне гарантийного срока и внутри гарантийного срока вызывает вопросы по горячей части (горячая часть - французская производственная зона ответственности). С этим двигателем нам все равно жить и дальше. Это решение предшествующих периодов, и никто не мог знать, что оно так пойдет. Безусловно, будем мучиться с этим двигателем, пока не произведем свой.
Черт возьми, еще 10 лет назад "Аргументы недели" писали то, что сейчас говорит этот чиновник Минпромторга с юридическим образованием. А там еще американцы могут гадость подсунуть - основа движка, газогенератор, родом из Штатов. Они могут. Американцы "обломили" Ирану замену авиапарка на космические 40 млрд долларов - санкции. Есть в изделии 10% американской интеллектуальной собственности, извольте подчиняться. А наш "независимый" авиапром эти деньги забрать себе попросту не готов. Ирану нужны коммерческие авиалайнеры в штуках, в десятках штук. А не планы на 2030 год.
Все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц…
В вооруженных силах дела обстоят явно лучше, чем в гражданском авиастроении. Во вторник на коллегии министр обороны Сергей Шойгу сообщил, что "в интересах Воздушно-космических сил в 2018 году поставлено 126 современных самолетов и вертолетов, 9 космических аппаратов, 120 единиц техники противовоздушной обороны. Доля современного вооружения в Военно-воздушных силах достигла 64%, а в целом в ВКС доведена до планового показателя этого года - 74%". Но в дальней и военно-транспортной авиации проблема отсутствия двигателей большой мощности для сверхзвуковых ракетоносцев и сверхтяжелых военно-транспортных Ан-124 "Руслан" (а также перспективных машин) так и не решена. ОДК кормит обещаниями....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы Недели». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции