Воздушный транспорт
21 июля 2003, 17:27
Отыграемся на МАКСе?
Первый заместитель гендиректора Росавиакосмоса Валерий Воскобойников, не скрывая торжества, оповестил журналистов, что свершилось долгожданное событие: злой рок российской авиаиндустрии - пресловутую Noga - наконец-то поставили на место. Буквально на днях французский суд урезонил вконец зарвавшегося главу фирмы Нессима Гаона (который, заметим, всего-навсего воспользовался лазейкой в документе, по недомыслию, подписанном в апреле 1991 года в высшей степени некомпетентным тогдашним первым зампредом Совмина РФ Геннадием Куликом). И даже наложил штрафные санкции в пользу России и в пользу юридических лиц, которые пострадали в результате учиненных швейцарской фирмой действий на салоне в Ле Бурже в 2001 году. Правда, суммы штрафов - 3 тыс. евро разобиженной России и по тысяче - совсем уж невинно пострадавшим АВПК "Сухой", РСК "МиГ" и КнААПО - просто смехотворны, но разве ж дело в деньгах? Главное ведь - принцип. Утешимся хотя бы этим. Да и чего иного, в сущности, желать, если оборотистый Гаон требует от российского правительства аж 800 млн. долларов?!
Итак, вердикт французского суда абсолютно положительный, дело полностью выиграно, а письменное решение согласно законодательству Французской Республики будет представлено в течение 4-5 недель. Ну а после этого, Noga никто не помешает подать апелляцию. Если паче чаяния фирма все же вздумает искать справедливости - уж в этом-то можно не сомневаться! - то в любом случае повторный суд состоится не раньше чем в мае-июне будущего года, а до той поры нашим самолетам ничто, кроме, разумеется, конкурентов, ничто не угрожает и никаких ограничений на участие российской авиакосмической техники в любом салоне больше не существует.
- И естественно, - пообещал В. Воскобойников, теперь уж мы снова займем самую активную, наступательную позицию в рекламе нашей продукции на всех авиационных форумах, которые будут проходить в ближайшее время - на салонах в Малайзии, Дубае, Сингапуре и других.
Уголовное дело в отношении физических лиц - представителей российской делегации, помешавших аресту самолетов, было рассмотрено в парижском пригороде Бобиньи и благополучно закрыто в декабре прошлого года. Французский суд тогда же признал недействительным иск Noga к руководству аэропорта Ле Бурже, которое, вовсе не желая угодить в скандальную разборку с обвинением в посягательстве на новейшие научно-технические разработки российских КБ, поспособствовало вылету на родину российских самолетов.
Снова в пролете
Однако как бы ни хорохорились руководители российского авиапрома, желая смягчить последствия юридических эскапад швейцарской фирмы, нельзя не признать, что Noga сподобилась изрядно навредить нашему оружейному бизнесу. Мы без боя уступили американцам и европейцам первенство на смотрах и в Фарнборо, и на ILA-2002, а из Бурже сбежали, словно злоумышленники, от судебного исполнителя на реактивных скоростях. Ну а в нынешнем году парижский салон и вовсе не увидел российские великолепные истребители и другую авиатехнику, поскольку никто не желал рисковать.
Мало того, из-за самоуправства Noga сорвалось наше участие в мероприятии во Франции, которому был придан статус политического - празднование 60-летия полка "Нормандия-Неман" в котором принял участие президент Жак Ширак. Вместе с французскими и английскими летчиками наши пилоты на четырех Су-27 должны были продемонстрировать свое мастерство. Увы! Сорван был и юбилейный перелет на двух истребителях Су-30 по чкаловскому маршруту в Ванкувер. Швейцарская фирма, не оставляющая намерений вернуть свое кровное, как она полагает, имущество, пригрозила наложить лапу на российские самолеты даже в Новом Свете.
На вопрос, не собирается ли "Сухой" подавать иск против Noga, заместитель гендиректора АВПК Александр Клементьев ответил, что дескать, какой же смысл самим продолжать эту сомнительную историю и за собственный счет создавать дополнительную рекламу швейцарской фирме.
Вот уж об этом беспокоиться не стоит - о беспрецедентной рекламе для Noga уже позаботилось российское правительство, на протяжении одиннадцати лет не желающее найти пристойный выход из этой противоестественной ситуации и ни во что не ставящее национальный престиж страны. И самое главное, не желающее расплачиваться за некомпетентность своих же предшественников.
... В июле прошлого года, когда на Международном авиакосмическом салоне в Фарнборо не было представлено - впервые за последние 14 лет! - ни одного российского самолета, глава Минпромнауки Илья Клебанов чуть ли не поклялся перед журналистами, что это - последний форум, на котором Россия не представляет натурные образцы летательных аппаратов. И многозначительно добавил, что "мы постепенно выходим из этой конфликтной ситуации со швейцарской фирмой". Дескать, не волнуйтесь, все будет в полном ажуре.
Чего стоит слово правительственного чиновника высшего ранга всем стало ясно накануне очередного парижского салона, когда выяснилось, что общего языка с алчной Noga найти российскому правительству не удалось, и потому глава Росавиакосмоса Юрий Коптев от греха подальше запретил выставлять в экспозиции самолеты и вертолеты. Ведь еще свеж был в памяти прискорбный инцидент на прошлом парижском авиафоруме, когда двум российским самолетам - истребителю Су-30МК и учебно-тренировочному МиГ-АТ - пришлось уносить ноги от судебного исполнителя, спешащего с ордером на арест.
Несмотря на то, что в Ле Бурже приняли участие 62 российских предприятия (из них 37 представили продукцию военного назначения), практически весь спектр производимой в России авиационной и космической техники был представлен в виде макетов, моделей и планшетов. Вот только натурных образцов было до обидного мало - честь великой авиационной державы не убоялась поддержать лишь фирма "Яковлев", представив учебно-тренировочный Як-130 да еще двухместный поршневой учебно-спортивный Як-54. И это на фоне 201 летательного аппарата в Бурже! Яковлевцы решили рискнуть, надеясь, что этими самолетами Noga не соблазнится, и не ошиблись, сделав себе неплохую рекламу. К тому же этот Як-130 был построен на собственные средства фирмы без госфинансирования, поэтому швейцарцам оставалось только облизываться...
По свидетельству очевидцев, нынешний 45-й парижский салон был одним из самых скучных за последние годы и прошел в "сокращенном формате". Это было вызвано не только экономическим спадом, переживаемым мировой авиаиндустрией, но и политическими мотивами.
Если Россия воздержалась от показа боевых самолетов, опасаясь вероятных инцидентов с Noga, то США пошли на такой шаг демонстративно. Злопамятные американцы так и не простили Франции ее позицию во время войны с Ираком, решив в отместку не присылать военную технику в Ле Бурже. В этой связи вспоминает салон 1993 года, когда Пентагон запретил экспонировать военные самолеты, опасаясь промышленного шпионажа со стороны Франции, хотя за два года до этого уже были представлены все самолеты, участвующие в войне в Персидском, заливе, включая малозаметный истребитель F-117A.
Поговаривали, впрочем, что администрация Буша негласно вообще призывала американских авиастроителей чуть ли не бойкотировать парижский салон, но такого подарка хозяин Белого дома естественно не дождался. Ведь для того же Boeing игнорирование этого самого престижного авиафорума можно было бы прировнять к капитуляции перед своим не знающим за последнее время удержу европейским Airbus.
И на нынешнем салоне европейцы собрали завидный урожай заказов - наторговали своими аэробусами на 19,8 млрд. дол. Не знающая, очевидно, куда девать свои нефтедоллары, Emirates Airlines из ОАЭ к заказанным ранее 22 суперлайнерам А380 прикупила еще 21 самолет этой модели, а кроме того, разместила заказы на 18 А340-600 и 2 А340-500. Korean Air подписала с меморандум о взаимопонимании, предусматривающий покупку восьми А380. Крупнейшую сделку заключила Qatar Airways, решив приобрести 32 лайнера, включая 14 опционов.
Глядя на результаты успешной маркетинговой деятельности европейцев, складывается впечатление, что кризис в авиационной отрасли - это плод чьей-то больной фантазии. Может быть, Boeing, у которого дела сейчас идут ни шатко ни валко. Отказавшись от проектов "747Х" и Sonic Cruiser, американцы не уставали доказывать, что лайнеры сверхбольшой вместимости из-за снижения пассажиропотока, вызванного разгулом терроризма, атипичной пневмонией и локальными войнами, в обозримом будущем вряд ли найдут себе применение. Да видать тамошние аналитики дали маху. В Ле Бурже Boeing представил свою последнюю надежду на восстановление паритета с европейским конкурентом - Super Efficient Airplane "7E7", который уже окрестили "лайнером мечты". Однако этот самолет, вмещающий 220-250 пассажиров, появится в парках перевозчиков не раньше 2008 года и по вместимости уж никак не сможет конкурировать с А380, который, как выясняется, без покупателей не останется - общее число заказов уже достигло 129.
Европейские ракеты для "Сухого"
"Кто сказал, что на аэрошоу не происходит ничего из ряда вон выходящего?" - словно не веря, что подобное вообще возможно, вопрошает в спецвыпуске, выходящем на салоне, журнал "Авиэйшн Уик". Что же так поразило повидавший всякого авиационный еженедельник, если эту новость вынесли на первую полосу?
Речь идет о четырехстороннем протоколе о сотрудничестве, подписанном между АВПК "Сухой", "Рособоронэкспортом", концерном EADS и европейской ракетостроительной компанией МВДА. Этот документ предполагает беспрецедентную кооперацию между российскими и европейским промышленным предприятиями в будущей программе по созданию истребителя.
Разумеется, рамочное соглашение еще потребует дальнейшего обсуждения. Оно базируется на ранних франко-российских переговорах об оснащении самолетов "Сухого" французскими ракетами класса "воздух-воздух" - Mica BVR - для установки на Су-27/Су-30 (Flanker по классификации НАТО) для экспортных поставок потенциальным покупателям, в качестве которых могут быть ВВС европейских стран, хотя наиболее вероятными покупателями станут Индия и Малайзия. Если соглашение окажется выгодным, EADS возьмет на себя сервисную поддержку, логистику, обеспечение запчастями и будет осуществлять кооперацию по дальнейшим программам развития. МВДА обеспечит экспорт вооружения, но не самых продвинутых ударных систем и только с одобрения правительств всех тех стран, предприятия которых участвуют в этой программе.
Еще одно соглашение об образовании совместной рабочей группы "Сухой" подписал с Dassault Aviation с целью изучения возможностей разработки сверхзвукового бизнес-самолета. Александр Клементьев в этой связи заметил на пресс-конференции, что сейчас имеются предпосылки для формирования рынка сверхзвуковых машин административного класса. Прогнозы "Сухого" подтверждаются результатами исследований других самолетостроительных фирм - Gulfstream Aerospace, Lockheed Martin, Northrop Grumman, Boeing, Dassault. Эти фирмы прекрасно понимают, что создать такой самолет сегодня возможно лишь при международной кооперации ведущих авиастроительных компаний. И опыт "Сухого" при этом будет непременно востребован.
Действительно, Dassault уже пыталась в одиночку реализовать подобный проект, однако после двух лет исследований в 1999 году работы были приостановлены. Теперь французы вновь вернулись к этой идее, намереваясь в ближайшие пять лет построить сверхзвуковой самолет бизнес-класса. Что же касается "Сухого", то в начале 90-х российская фирма вместе с американской Gulfstream провела исследования возможной разработки самолета такого класса S-21G. На МАКС-2001 была показана самостоятельная разработка "Сухого" - модель самолета С-21 в варианте на 8-16 мест с дальностью полета около 8000 км и числом М=2. Так что потенциальные партнеры достойны друг друга.
Но, пожалуй, наиболее перспективная программа связана с самолетом-амфибиев Бе-200. Корпорация "Иркут" вместе с EADS и Rolls-Royce объявила на салоне о завершении исследования рыночного потенциала этой машины и он оказался весьма многообещающие: в течение 20 лет может быть продано 320 амфибий в 25 странах. Причем с 2007 году эти самолеты будут оснащаться двигателями Rolls-Royce RB715. Концерн EADS займется сертификацией обновленной машины и ее послепродажным обслуживанием.
Как видим, западные фирмы очень заинтересованы в российских высоких технологиях, посредством которых вполне возможно встряхнуть мировой рынок и в кооперации с российскими предприятиями реально потеснить конкурентов.
... Но нет худа без добра - проигнорировав парижский салон, американцы решили поучаствовать в МАКСе. Мы уже сообщали, что США впервые заявили для показа в Жуковском истребители F-15, F-16, F-18, боевой вертолет Apache. Причем эти машины, рассказал гендиректор ОАО "Авиасалон" Игорь Новиков, будет демонстрироваться не только на статической стоянке, но и воздухе. Сейчас переговоры с американцами завершены и ожидается официальное решение командования ВВС США об участии летчиков в программе демонстрационных выступлений. Уже подписаны протоколы с пилотажной группой "Патруль де Франс" и итальянской "Фрэчче Триколори". Таким образом, хотя бы в этом виде программе, где покажут свое мастерство асы четырех стран, МАКС уж наверное превзойдет Ле Бурже. Да и Noga до Жуковского, глядишь, не доберется......
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный транспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 14, 2025
ОДК продемонстрирует на Dubai Airshow 2025 авиадвигатель ВК-650В и другие новинки
Ноябрь 13, 2025
Обзор тенденций аэропортовых паркингов на Parking Russia 2025
Ноябрь 14, 2025
На Иркутском авиазаводе введен в эксплуатацию новый корпус
Ноябрь 14, 2025
Рособоронэкспорт в ходе Dubai Airshow 2025 представит рекордное число натурных экспонатов за всю историю участия в зарубежных выставках