Красная звезда
9 января 2019, 08:44
Пилотаж в условиях Крайнего Севера
В отдаленном гарнизоне Североморск-3 продолжается освоение новых истребителей МиГ-29К и МиГ-29КУБ
Летчики 100-го корабельного истребительного авиационного полка объединения ВВС и ПВО Северного флота выполнили минувшим летом большой объем полетов вдали от "большой земли", и теперь они совершенствуют пилотирование в родном Заполярье, где сложные метеорологические условия - привычное дело.
Этот корабельный истребительный авиационный полк - самый молодой на Северном флоте. Он укомплектован современными "мигами", испытание которых еще продолжается. Новый полк был сформирован 1 декабря 2015 года в Ейске в Центре боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ и стал вторым в России.
Через некоторое время личный состав на боевых машинах прибыл на Северный флот и разместился на аэродроме Североморск-3. Там же, где базируется 279-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк, недавно отметивший 45-ю годовщину. На его вооружении находятся палубные истребители Су-33 и учебно-тренировочные самолеты Су-25УТГ.
Воссозданный авиаполк получил знаковый номер 100 в память о первом корабельном истребительном авиационном полку, существовавшем в СССР с 1986 года до распада советской державы. В нем служил легендарный летчик Герой России Тимур Апакидзе, воспитавший плеяду летчиков-асов Северного флота. По проторенной им дороге идет новое поколение летчиков, которое осваивает современную авиатехнику.
В настоящее время новые самолеты МиГ-29К (корабельный) и МиГ-29КУБ (корабельный учебно-боевой) проходят государственные совместные испытания (ГСИ) - этап наземного базирования, совмещенный с опытной войсковой эксплуатацией. Перед этим машины успешно прошли на ГСИ этап палубного базирования. Не секрет, уже имеется боевой опыт использования МиГ-29К/КУБ в составе корабельных соединений в Средиземноморье. Этот тип воздушного судна поколения 4++ стал очередным шагом вперед в развитии корабельной истребительной авиации российского ВМФ.
Летчики корабельной авиации - палубники - по авиационным меркам выполняют наиболее сложные, напряженные и опасные полеты. На их подготовку отводится больше времени, чем в авиации берегового базирования. Поэтому не случайно весь летний период 100-й полк отсутствовал в родном гарнизоне авиаторов Североморск-3. Как рассказал командир авиаполка полковник Владимир Кокурин, летчики полным составом проходили обучение в Ейске в Центре боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ.
- В начале лета мы на своих самолетах перелетели в Ейск и приступили к интенсивной подготовке по корабельной программе, - сообщил Владимир Кокурин. - Дело в том, что самолет МиГ многофункциональный, его возможности мы продолжаем все больше раскрывать в процессе эксплуатации.
На юге североморцы отрабатывали навыки взлета и посадки на палубу условного авианосца на наземном авиационном тренажере НИТКА, построенном в Ейске. Вместе с опытными летчиками курс подготовки проходили несколько молодых авиаторов.
Примерно через месяц обучения палубники были удостоены чести представлять морскую авиацию Северного флота на Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге. В этом ответственном и почетном мероприятии участвовало звено самолетов. Отобрали лучших летчиков: ведущим группы был командир полка полковник Владимир Кокурин, его ведомым - штурман полка майор Алексей Солдатов.
Во второй паре ведущим назначили заместителя командира полка по летной подготовке подполковника Андрея Пестова, ведомым - штурмана авиационной эскадрильи майора Артема Ломалова. В резерве на случай отказа техники были майоры Андрей Колесников и Андрей Апраксин.
Четверка МиГ-29К прошла в парадном строю авиации над Кронштадтским рейдом и историческим центром Санкт-Петербурга, достойно представив корабельную авиацию. После парада летчики вернулись в Ейск и продолжили полеты по программе боевой подготовки.
В конце августа их ждала новая задача - участие в Международном военно-техническом форуме "Армия-2018". Из Ейска североморцы совершили перелет в подмосковную Кубинку, где провели показательные полеты. Наряду с ними в программе участвовали авиационные группы высшего пилотажа "Стрижи" и "Русские витязи".
Как рассказали заполярные летчики, интересно было познакомиться с иностранными коллегами - пилотажной группой ВВС Народно-освободительной армии Китая "Первое августа".
- Теперь летаем в Заполярье, здесь что ни день - сложные метеорологические условия, особенно сейчас во время полярной ночи, но мы на погоду никогда не жалуемся. Может, кого-то огорчает, когда в лицо валит то снег, то дождь, а нам, наоборот, нравится. Мы отрабатываем программу боевой подготовки и все больше убеждаемся, насколько классный самолет, - улыбается Владимир Кокурин.
Комполка немного лукавит, полеты в непогоду выполняются не только потому, что она нравится заполярным летчикам. Как мне рассказали в Минобороны, его подчиненные решают очень важную и ответственную задачу, которую можно доверить только хорошо подготовленному в профессиональном плане летному и инженерно-техническому составу. Ведь в ходе опытной эксплуатации они должны всесторонне проверить новый тип самолета с позиции строевых летчиков. Для этого они при прохождении программы боевой подготовки проверяют особенности эксплуатации авиатехники, возможности и способности систем, комплексов в различных физико-географических, метеорологических условиях в различное время суток.
Новый МиГ-29К/КУБ - воздушное судно не просто многофункциональное, а машина, в которой воплотились новейшие разработки отечественных конструкторов. Она имеет спутниковую навигацию, прекрасную систему автопилотирования, современный комплекс связи. Новый многоцелевой авиакомплекс имеет и более совершенные, чем в предыдущих модификациях, двигатели РД-33МК, новейшее бортовое радиоэлектронное оборудование.
В качестве основной особенности самолета специалисты называют новый комплекс управления вооружением, который позволяет применять современные и перспективные авиационные средства поражения по воздушным, наземным и морским надводным целям.
Большим преимуществом летчики считают возможность использовать различные системы посадки, в том числе модернизированную корабельную посадочную систему, позволяющую в полной мере использовать все возможности самолетов этого типа. Она обеспечивает обмен данными по выполнению наведения, целеуказания как от кораблей к самолету и обратно, так и между летательными аппаратами.
- Наши машины - это полностью отечественное производство, нет ни одной импортной детали, - с гордостью говорит Владимир Кокурин.
Командир авиаполка объяснил, что новым истребителям МиГ-29К/КУБ предстоит пройти еще немало испытаний, проверок, исследований в ходе ГСИ и опытной эксплуатации. По результатам полетов летчики делятся наблюдениями с авиастроителями и высказывают им свои пожелания, предложения.
В военном ведомстве пояснили, что на основе результатов, полученных в ходе госиспытаний и опытной эксплуатации, Минобороны примет решение о целесообразности закупки партии серийных самолетов и их количестве. Поэтому в работе авиаторов нет мелочей, каждую шероховатость лучше выявить и устранить как можно раньше.
На вопрос, какой самый сложный этап в полете, командир полка отвечает с ходу: "Конечно, пилотаж, так как при больших физических нагрузках и сложных метеорологических условиях требуется правильное распределение внимания. Когда заходишь в облака, меняется иллюзорное восприятие: самолет летит ровно, а тебе порой кажется, что боком".
Полковник Владимир Кокурин по многолетнему опыту знает, что в такой ситуации важно распределение внимания, чтобы не ошибиться. Как правило, такое явление происходит на скорости 350 километров в час при заходе на посадку, а тебе надо вовремя обнаружить полосу, сохранить параметры полета.
- Труднее всего приходится летчику, потому что он один в кабине и за все отвечает сам. Ему надо быть и штурманом, и связистом, и летчиком, - говорит командир полка.
Тем не менее процесс обучения дает положительные результаты. Теперь все опытные летчики полка уверенно пилотируют боевые машины в сложных метеоусловиях Крайнего Севера. Два молодых офицера еще проходят подготовку и в начале 2019 года должны будут встать на крыло. Впереди у заполярных истребителей - двустороннее летно-тактическое учение в зимний период обучения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции