Air Traffic Control
24 января 2019, 11:38
Масштабно, качественно и "под ключ"
Каков вклад Концерна ВКО "Алмаз - Антей" в развитие аэронавигационной системы России, рассказывает Д. Савицкий, заместитель гендиректора Концерна по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения
- Дмитрий Владимирович, какое место в деятельности Концерна занимает сектор гражданской авиации?
- Предприятия Концерна разрабатывают, производят и поставляют продукцию как военного, так и гражданского назначения. Производственная программа Концерна по продукции гражданского назначения включает в себя разработку, производство и поставку современных систем и средств связи, наблюдения, автоматизации управления воздушным движением и метеорологического обеспечения полетов. Все оборудование сертифицировано Межгосударственным авиационным комитетом и Росавиацией.
Несмотря на то, что основной деятельностью Концерна является разработка и производство продукции военного назначения, имеющиеся технические заделы и подготовленные трудовые коллективы позволяют разрабатывать, производить и поставлять заказчикам "под ключ" самые совершенные, полностью отвечающие требованиям ИКАО технические средства, системы и комплексы, предназначенные для оснащения объектов ЕС ОрВД.
Номенклатура комплексов технических средств, производимых предприятиями Концерна и в кооперации, а также перечень выполняемых работ и оказываемых услуг полностью перекрывают потребности Росавиации по техническому перевооружению аэронавигационной системы России на современные, зачастую инновационные комплексы и системы наблюдения, навигации, связи и управления, в полной мере позволяющие реализовать концепцию CNS/ATM.
Говоря о месте такой продукции в деятельности Концерна, следует отметить, что ее доля в физических и финансовых объемах может быть и не очень велика, однако она занимает значимое место в системе приоритетов деятельности руководства Концерна, предприятий и трудовых коллективов как одна из важнейших задач для развития экономики, социальной сферы и безопасности государства.
В связи с широкими производственными и научно-техническими возможностями, высокой технической оснащенностью предприятий и уровнем подготовки трудовых коллективов, Концерн определен государством как единственный поставщик технических средств, систем и комплексов для аэронавигационной системы России. Такой статус дает большие возможности для налаживания устойчивого взаимодействия с заказчиками по оперативному решению проблем оснащения объектов ЕС ОрВД современным оборудованием, но вместе с тем и накладывает большую ответственность за качество производимого оборудования и выполняемых работ, напрямую влияющих на развитие федеральных и региональных воздушных перевозок, на возможности ЕС ОрВД по аэронавигационному обслуживанию.
Организация тесного и эффективного взаимодействия с Росавиацией, подведомственными ей предприятиями и предприятиями промышленности позволила Концерну создать техническую основу для эффективного применения транспортной инфраструктуры воздушных перевозок при проведении таких значимых международных мероприятий, как Саммит АТЭС во Владивостоке, Олимпийские игры в Сочи, Всемирная летняя Универсиада в Казани, Чемпионат мира по футболу в 11 городах России и другие; а также переоснастить ряд аэропортов Дальнего Востока для обеспечения транспортной доступности Камчатского края, Сахалина и островов Курильской гряды; в течение трех лет полностью переоснастить аэронавигационную систему Республики Крым после ее вхождения в состав России. И такая работа продолжается.
Для выполнения поручений Президента РФ по повышению уровня безопасности полетов и транспортной доступности регионов России, Концерн совместно с предприятиями промышленности постоянно проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию инновационной продукции для модернизации аэронавигационной системы на основе внедрения перспективных систем наблюдения, навигации, связи и управления, формирования общей информационно-телекоммуникационной среды в ЕС ОрВД, в том числе с применением технологий ГЛОНАСС.
- В содружестве с ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Концерн активно участвует в реализации Федеральной целевой программы по модернизации ЕС ОрВД России. Какие работы ведутся в настоящее время?
- Сотрудничество Концерна с Госкорпорацией по ОрВД началось фактически с момента его создания в 2002 году, когда стало очевидным, что такая стратегическая отрасль, как аэронавигационная система РФ, не может эффективно развиваться без тесной увязки с системой контроля за порядком использования воздушного пространства, ведущую роль в создании технических средств для которой играют предприятия Концерна.
Важнейшим шагом такого взаимодействия стало принятие Правительством РФ Федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы)", а также определение Концерна единственным поставщиком аэронавигационной продукции.
В настоящее время Концерном по заказу ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" реализуются около 600 контрактов (договоров) на модернизацию и техническое перевооружение объектов ЕС ОрВД и еще около 350 находятся в различных стадиях подготовки и согласования.
Основных направлений этой деятельности несколько. Во-первых, это создание и техническое перевооружение укрупненных центров ЕС ОрВД. Если подробнее, то:
- из запланированных к строительству и модернизации 12 укрупненных центров ОВД завершены и введены в эксплуатацию семь (Московский, Магаданский, Хабаровский, Самарский, Иркутский, Красноярский, Тюменский), а также Калининградский, который выделен в отдельную категорию, так как не является укрупненным, но в связи с нахождением в Калининградской области, являющейся анклавом РФ в окружении иностранных государств, оснащен для решения задач укрупненного центра;
- завершено строительство Екатеринбургского УЦ ЕС ОрВД. Силами АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей" и предприятий его кооперации Центр оснащен комплексом технических средств на базе АС УВД "Альфа" последнего поколения производства ООО "Фирма "НИТА";
- ведутся работы по реконструкции и техническому перевооружению Новосибирского УЦ ЕС ОрВД со сроком завершения в 2019 году. В настоящее время заканчиваются общестроительные работы, после чего можно будет приступить к оснащению Центра технологическим оборудованием;
- завершается проектирование и начинается строительство Санкт- Петербургского УЦ ЕС ОрВД. Он станет одним из лучших центров не только российского, но и международного масштаба, который будет осуществлять контроль воздушного движения во всем воздушном пространстве и аэропортах Северо-Западного Федерального округа, а также Северного Ледовитого океана. Создание укрупненного центра в Северной столице послужит дальнейшему развитию аэронавигационной системы РФ в европейской части страны, существенно дополнит модернизацию Московской воздушной зоны и позволит внедрить эффективную структуру воздушного пространства в регионе;
- выполнено техническое проектирование и осуществляется строительство Якутского УЦ ЕС ОрВД, что позволит завершить создание современной системы ОВД в Дальневосточном федеральном округе. Дочернее предприятие Концерна - ПАО "НПО "Алмаз" (ранее АО "НПО "ЛЭМЗ") готово к оснащению данного Центра современным комплексом технических средств на базе АС ОВД "Топаз";
- ведутся подготовительные работы к техническому проектированию переоснащения Ростовского УЦ ЕС ОрВД. Технический проект системы должен включить в себя все последние наработки в области автоматизации обслуживания воздушного движения, достигнутые при техническом перевооружении и эксплуатации ранее созданных УЦ ЕС ОрВД РФ и в первую очередь - Московского центра, в котором решаются аналогичные задачи взаимодействия с ВКС.
Только в 2018 году Концерном поставлено заказчику около 150 комплектов оборудования наблюдения, навигации, связи и управления для оснащения около 100 объектов ЕС ОрВД. Среди них - вышеназванные УЦ ЕС ОрВД, объекты транспортной инфраструктуры воздушных перевозок городов проведения Чемпионата мира по футболу, строительство и техническое перевооружение трассовых и аэродромных радиолокационных позиций на современные радиолокационные комплексы "Утес-Т", "Лира-А10", АОРЛ-1АС, МВРЛ "Аврора-2", "Крона-М", оснащение объектов системами и средствами навигации как на воздушных трассах, так и в районе аэродромов, в том числе системами точного захода на посадку, позволяющими повысить безопасность полетов.
Продолжается техническое перевооружение фиксированной авиационной связи с внедрением современных цифровых систем, позволяющих обеспечить устойчивую воздушную связь в самых сложных условиях, а также развитие опорных сетей связи УЦ ЕС ОрВД.
Осуществляется модернизация систем управления и планирования использования воздушного пространства различного уровня с целью внедрения технологий зональной навигации, интеграции аэронавигационной системы РФ в международную аэронавигационную систему для обеспечения бесшовности аэронавигационного обслуживания полетов ВС иностранных авиакомпаний, технического обеспечения внедрения решений госорганов в области планирования использования воздушного пространства.
Еще одним важным направлением сотрудничества является проведение целого комплекса мероприятий в соответствии с Федеральной целевой программой "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы", направленных на внедрение в аэронавигационное обслуживание воздушного движения технологий ГЛОНАСС. Это и создание систем автоматического зависимого наблюдения (АЗН), системы мониторинга и доведения до авиационных пользователей информации о состоянии навигационных полей ГНСС; создание комплексной автоматизированной системы обеспечения авиационных потребителей, использующих системы ГЛОНАСС/GPS, цифровыми базами аэронавигационных данных, создание и внедрение функциональных дополнений ГЛОНАСС, обеспечивающих полеты воздушных судов по правилам зональной навигации; а также точный заход на посадку по I-III категориям ИКАО и другие.
Взаимодействие с ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" успешно развивается и позволяет реализовывать планы Министерства транспорта РФ и Росавиации по развитию аэронавигационной системы России на основе требований ИКАО и Федеральных правил использования воздушного пространства.
- Есть ли новые разработки, которые Концерн сможет в ближайшее время предложить отечественным и зарубежным предприятиям аэронавигации?
- Как я говорил выше, все поставляемое радиотехническое оборудование и автоматизированные системы управления воздушным движением произведены российскими предприятиями и соответствуют требованиям ИКАО и Евроконтроля. Наряду с модернизацией и улучшением ТТХ традиционных технических средств ведется разработка новых типов оборудования с использованием спутниковых технологий. Остановлюсь коротко на проектах партнеров Концерна по направлениям: связь, навигация, наблюдение и АС УВД (CNS/ATM).
По направлению "Связь":
- АО "РИМР" занимается новой линейкой приемопередатчиков ВЧ-диапазона. В Мурманске завершены испытания оборудования для океанической связи. Закончена разработка ОВЧ-радиостанций, в завершающей стадии - разработка автоматизированного приемопередающего центра ОВЧ-диапазона;
- АО "Азимут" разрабатывает пилотный проект CPDLC (Москва - Северо-Запад - Нижний Новгород);
- ООО "Инстрой" занимается созданием опорной подсети связи цифровой сети, интегрированной АФС;
- ПАО "НПО "АЛМАЗ" реализует проект по применению технологии беспроводного широкополосного доступа для построения локальных сетей связи в аэропортах и на объектах РТОП.
По направлению "Навигация":
- ООО "НППФ "Спектр" занимается развитием спутниковых технологий в части навигации и посадки, таких как:
- определение целостности созвездия спутников;
- работа в дифференциальном режиме (ЛККС-А-2010);
- обеспечение посадки по VDВ каналу (VDL-2);
- I категория - испытания завершены, II и III категории - испытания до 2020 года (ЛККС-А-2014).
- АО "Навигатор" (Санкт-Петербург) проводит полигонные испытания в рамках НИР по вопросу использования АЗН-В в диапазоне 1090-ES в режиме "in" с целью обеспечения посадки на палубу при передаче на борт воздушного судна координат точек глиссады, а также проверку передачи на борт FIS-B (карта погоды) с использованием серийных бортовых модулей серии 2010 (МСНВО). Преимущество использования данной технологии заключается в наличии на борту единого устройства, работающего в диапазоне 1090 мГц.
По направлению "Наблюдение" в части создания РЛС/РЛК НКАД (А-SMGCS):
- ПАО "НПО "АЛМАЗ":
- в январе 2019 года запланированы предварительные испытания РЛС ОЛП (3 см) "Алькор", а также АРЛК (10см) "Лира-10РА";
- завершены испытания малогабаритного метеорадиолокатора (3 см) "ДМРЛ-3";
- разработан и проходит испытания РЛК МЦ (3 см) "Валдай" (оптико-р/л комплекс по малоразмерным целям);
- до конца 2018 года в Магнитогорск ожидается поставка мобильного варианта РЛК (10 см) "Сопка-2";
- АО "Азимут" - в стадии предварительных испытаний АРЛК (10 см) "АМИ-2700";
- ОАО "Горизонт" (Ростов-на-Дону) - в стадии предварительных испытаний РЛС ОЛП (3 см) "Аксай-М".
Что касается систем АЗН-В/МПСН:
- на стадии внедрения серийных изделий:
- аэродромная МПСН "Тетра" (а/п Внуково и Шереметьево) ПАО "НПО "АЛМАЗ";
- аэродромная МПСН "Альманах" (а/п Пулково плюс 9 аэропортов в плане) ООО "НПП "ЦРТС";
- широкозонная МПСН "Мера" (32 позиции в Северо-Западном регионе РФ) АО "ВНИИРА";
- ведутся новые разработки:
- АЗН-В/А-МПСН/широкозонная МПСН "MAS 2700" АО "Азимут" планируется к установке и испытаниям в Ростове-на-Дону;
- станция АЗН-В "АТОС" ПАО "НПО "АЛМАЗ" проходит приемочные испытания в Иркутске;
- проходит предварительные испытания после глубокой модернизации станция АЗН-В "НС-1А" и МВРЛ "Аврора-2" разработки АО "ВНИИРА".
По контролю РЛП и каналов связи:
- внедрено в Москве и Сыктывкаре, в Якутске планируется поставка оборудования "Радиан" ООО "Фирма "НИТА";
- в аэропорту Внуково АО "Концерн "МАНС" установлено оборудование системы удаленного видеонаблюдения.
Теперь что касается направления "Управление воздушным движением"
АО "ВНИИРА" завершает разработку и приступает к сертификации нового автоматизированного комплекса технических средств "СИНТЕЗ-МДП" для местных диспетчерских пунктов, центров и органов полетно-информационного обслуживания. Это первый в РФ комплекс для автоматизации всех технологических процессов диспетчерского и полетно-информационного обслуживания в зоне ответственности МДП - от планирования полетов, непосредственного УВД до формирования сводки о предоставленном аэронавигационном обслуживании. Комплекс соответствует уровню автоматизации 3 по классификации ФАП "Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации", обладает масштабируемой архитектурой, что позволяет применять его как в обособленных диспетчерских пунктах, так и в центрах ОВД с несколькими МДП. Открытая архитектура комплекса позволяет интегрировать его в состав аэродромных или районных КСА УВД.
- Концерн ВКО "Алмаз - Антей" с недавних пор участвует в работе Координационного совета "Евразия". Насколько для вас это интересно?
- Это хорошая площадка для обсуждения практических аспектов внедрения передовых технологий ОрВД. Учитывая индивидуальные территориальные и культурные особенности различных государств, для нас очень интересен опыт всех провайдеров-членов КС "Евразия". Концерну, как производителю оборудования и систем для ОрВД, крайне важно понимать актуальные и будущие потребности заказчиков.
Концерн и его дочерние предприятия, также активно участвующие в работе КС "Евразия", являются лидерами в создании систем планирования использования воздушного пространства в РФ. За более чем десятилетний период разработки и внедрения КСА ПИВП различных уровней нами накоплен уникальный опыт в решении задач сбора и обработки всех видов заявок на ИВП и организации потоков воздушного движения.
КС "Евразия" включает в себя Международную аэронавигационную службу "Восток", практическое эффективное функционирование которой невозможно без автоматизации основных процессов сбора и обмена информацией, а также решения задач ОПВД. Концерн готов выступить технологическим партнером по созданию комплекса средств автоматизации для MAC "Восток" и обеспечить самый передовой уровень решения функциональных задач системы ПИВП такого масштаба.
Мы - коммерческая компания, заинтересованная в продвижении своей продукции и продукции дочерних предприятий на иностранных рынках. Поэтому мы стараемся активно использовать все форматы международного сотрудничества, особенно в пространстве Евразии, где сохраняется постсоветская техническая культура, минимум языковых барьеров. К сожалению, все меньше становится эффективных региональных организаций, обеспечивающих не только сохранение, но и развитие взаимоотношений в области аэронавигационной системы.
Хотелось бы пожелать КС "Евразия" стабильного и уверенного развития, вовлечения все большего числа участников и наблюдателей из числа мировых лидеров отрасли....
Авторские права на данный материал принадлежат «Air Traffic Control». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 15, 2025
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные промокоды на 21 новогоднем рейсе
Декабрь 15, 2025
Группа "Аэрофлот" вводит дополнительные рейсы между Москвой и Владивостоком/Хабаровском/Благовещенском на зимний период повышенного спроса
Декабрь 15, 2025
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях. Почему, рассказал гендиректор ЦИАМ Андрей Козлов
Декабрь 15, 2025
На пермском предприятии ОДК-СТАР выбрали лучших наставников