Вести Экономика
7 февраля 2019, 16:25
Франция и Германия заключили первые соглашения в рамках разработки комплекса истребителя 6-го поколения
Главы военных ведомств обеих стран сообщили о начале разработки концепции комплекса "Боевой воздушной системы будущего", в их присутствии также было подписано соглашение по созданию двигателя для нового истребителя в рамках данной программы
Министр обороны Франции Флоранс Парли и ее немецкая коллега Урсула фон дел Ляйен в среду, 6 февраля, приняли участие в открытии нового завода французского производителя авиадвигателей Safran в Женвилье (пригород Парижа).
После церемонии в их присутствии главы Safran и немецкой компании MTU Aero Engines подписали меморандум о взаимопонимании по созданию совместного предприятия по разработке и обслуживанию двигателя для "истребителя нового поколения" (New generation fighter, NGF).
В рамках посещения предприятия было объявлено о присуждении властями Франции и Германии первого контракта в рамках программы "Боевой воздушной системы будущего" (Future combat air system, FCAS/SCAF, Système de combat aérien du futur).
Контракт на совместную разработку концепции FCAS был присужден французским корпорациям Dassault Aviation и Airbus. Как отмечается, контракт рассчитан на 2 года, в его рамках французским компаниям поручено создать основную концепцию основных элементов комплекса FCAS в виде "истребителя нового поколения", беспилотных летательных аппаратов ("удаленных носителей"), оценить операционную и техническую эффективность программы, а также оценить ее общую выполнимость. Как отмечается, комплекс "должен достичь операционной готовности к 2040 г."
Министр обороны Германии Урсула фон дел Ляйен также сообщила о том, что к участию в разработке компонентов FCAS в дальнейшем также присоединится Испания - официальное заявление об этом планируется летом 2019 г.
Впервые о начале совместной разработки нового истребителя Францией и Германией стало известно в 2017 г., об этом, в частности, сообщало издание Handelsblatt со ссылкой на источники в Airbus.
В ноябре 2017 г. Airbus Defense and Space делала презентацию на тему FCAS. Тогда заявлялось о том, что комплекс будет включать уже упомянутый "истребитель нового поколения", который сможет взаимодействовать с БПЛА, а также обмениваться данными с другими самолетами, самолетами ДРЛО и спутниками.
На первоначальном этапе NGF (называвшийся сначала New Fighter) во многом напоминал Су-57. Изменения в виде плоских сопел двигателей, а также отсутствие хвостового оперения были добавлены позднее к предполагаемому виду истребителя 6-го поколения.
Малоразмерные макеты предполагаемых элементов системы FCAS в виде NGF и БПЛА (по ряду заявлений, в беспилотном компоненте программы будут применены наработки по дронам BAE Systems Taranis и nEUROn) были представлены на ряде выставок в 2018 г.
Работы по созданию общей концепции, а также отдельных элементов истребителей 6-го поколения в настоящее время ведут США, Россия и Китай. Кроме того, как отмечал портал "Вести.Экономика", судя по данным из открытых источников, в настоящее время проводятся испытания унифицированных элементов систем ударного дрона С-70 "Охотник" и истребителя Т-50 (Су-57), а также систем управления беспилотного летательного аппарата с истребителя.
При этом несколько стран пытаются перепрыгнуть разработку и создание истребителей 5-го поколения и перейти сразу к 6-му - это Великобритания с проектом Tempest, основным разработчиком которого является концерн BAE Systems, и Япония c представленной в 2010 г. концепцией с формальным названием i3 Fighter (pdf). Технологии для японского проекта истребителя 6-го поколения отрабатываются на демонстраторе X-2 Shinshin (также известном как ATD-X).
Предыдущая совместная разработка и эксплуатация нового самолета европейскими странами - истребителя 4-го поколения Eurofighter Typhoon - в одной из европейских стран закончилась скандалом. Как отмечал портал "Вести.Экономика", в 2017 г. власти Австрии начали судебное расследование в отношении французской корпорации Airbus, являвшейся одним из основных разработчиков Eurofighter"а. Министр обороны Австрии Ганс-Петер Доскозил объявил, что в отношении консорциума Eurofighter и компании Airbus был подан в связи с обвинениями в мошенничестве и сознательном введении в заблуждение: компании ввели правительство Австрии в заблуждение по поводу стоимости эксплуатации и возможностей его модернизации.
Отказ Германии от покупки американских F-35, о котором стало известно в конце января 2019 г., в пользу Boeing F/A-18 или Eurofighter"а для замены стареющего парка немецких ВВС (в том числе в виду вывода из эксплуатации истребителя Tornado) является, скорее всего, лишь временным решением.
Власти Франции и Германии в последнее время все чаще говорят о необходимости создания "общеевропейской армии", а также снижения зависимости от США в плане обеспечения обороны. Французские компании входят в число мировых лидеров по авионике (в частности, БРЛС, прицельным системам), но не являются признанными лидерами в военном сегменте самолетостроения.
Вопрос о том, насколько успешным будет запланированный Парижем и Берлином прыжок с 4-го до 6-го поколения в виде комплекса FCAS, пока остается открытым. У нового франко-германского проекта есть все шансы столкнуться с трудностями, которые уже не первый год испытывает Япония....
Авторские права на данный материал принадлежат «Вести Экономика». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции