360tv
14 февраля 2019, 16:05
Конкуренты подрезали крылья. Почему Airbus останавливает производство самого большого лайнера в мире
Британский авиационный концерн Airbus прекращает выпуск самого вместительного в мире серийного пассажирского самолета
Компания Airbus закроет производство двухпалубного пассажирского самолета A380. Поставки последних лайнеров завершатся к 2021 году, отмечается в официальном сообщении концерна. Руководство приняло подобное решение в связи с отсутствием достаточного спроса на борты подобной модификации. "У нас нет оснований для поддержания производства, несмотря на все наши усилия по продажам авиакомпаниям в последние годы. Это приводит нас к окончанию поставок А380 в 2021 году", - цитирует Airbus гендиректора компании Тома Эндерса, который также заявил, что оставит свой пост в апреле текущего года.
С момента начала выпуска А380 его основным покупателем выступала национальная компания ОАЭ - Emirates. Авиалинии активно закупали борты для дальнемагистральных рейсов. Он вмещал рекордное для своего класса количество пассажиров: до 853 человек в полной комплектации. А стандартная серия была рассчитана на 540 человек. Максимальная взлетная масса составляла 575 тонн, а размах крыльев доходил до 80 метров. При этом борт мог совершать полеты на расстояние более 15 тысяч километров.
С 2005 года Emirates ежегодно заключали контракты на покупку таких бортов, но с каждым разом количество заказанных лайнеров сокращалось. Так, в начале 2018 года перевозчик договорился о покупке у Airbus 36 самолетов A380. Сумма сделки тогда превысила 16 миллиардов долларов.
Но в этом году они решили сократить свой суммарный заказ в период до 2029-го на эти самолеты с 162 до 123 бортов. При этом полностью разрывать бизнес-отношения с британскими авиаконструкторами Emirates не стали. А380 был флагманом авиапарка Emirates. Теперь Перевозчик уже заказал 40 самолетов A330-900 и 30 самолетов A350-900 из новейшего поколения широкофюзеляжных самолетов Airbus.
"Как бы мы ни сожалели о позиции авиакомпании касательно А380, выбор A330neo и A350 для ее будущего роста является большой поддержкой нашего очень конкурентоспособного семейства широкофюзеляжных самолетов", - заявил Гийом Фори, президент Airbus Commercial Aircraft и будущий генеральный директор Airbus.
Между тем арабские авиалинии был одним из крупнейших эксплуатантов А380 в мире. Сейчас в парке Emirates насчитывается 107 бортов. Из европейских компаний Lufthansa использует 14 авиалайнеров А380, British Airways закупили всего 12 лайнеров - и то в период до 2008 года. Еще какое-то время борт пользовался спросом у азиатских авиалиний: в парке Singapore Airlines насчитывается 19 лайнеров. Malaysia Airlines используют шесть таких бортов на маршрутах из Куала-Лумпура в Сидней, Лондон, Париж, Гонконг. Американские перевозчики вовсе не закупали А380, отдавая предпочтение машинам Boeing.
В Airbus заверили, что сохранят техническую поддержку А380, находящимся в эксплуатации. "Не забывайте, что самолеты А380 будут все равно подниматься в небо еще много лет. Airbus, конечно, будет оказывать полную поддержку операторам A380", - обещает руководство концерна.
Проблема размера
При максимальном спросе Airbus выпускала 30 А380 в год. В прошлом году объемы производства упали до 12 самолетов этой модели. Столь негативную тенденцию опрошенные "360" авиаэксперты объясняют стратегическими просчетами британцев. Компания прогнозировала, что в сфере пассажироперевозок будут доминировать перелеты между крупными городами. Однако, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, только за прошлый год темпы роста авиаперевозок между мегаполисами были почти вдвое меньше по сравнению с перелетами между городами меньшего размера.
В такой ситуации авиакомпании заинтересованы в самолетах меньшего по сравнению с А380 размера, так как каждое непроданное пассажирское место приводит к убыткам, отмечает ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. "Сейчас авиакомпании предпочитают более тесную конфигурацию салона, которая обеспечивает большую загруженность рейса. При этом найти маршруты, куда можно поставить А380 и не уйти в убытки, не так много. С экономической точки зрения выгоднее пустить по направлению два рейса в день А350, который может летать на сопоставимую дальность, чем сделать один на А380", - объяснил собеседник "360". Также не последнюю роль играет излишняя дороговизна технического обслуживания такого борта. "Вдобавок продать его на вторичном рынке, например, компаниям-лоукостерам очень проблематично", - добавляет Крамаренко.
Кроме того, Airbus несколько опоздал с выпуском такого типа самолета, считает авиаэксперт Сергей Крутоусов. "Первыми схожий по вместительности борт разработали в Boeing еще в начале 1970-х годов. Пока Airbus думал, строить ли подобный борт, во всех крупнейших аэропортах мира создали инфраструктуру для Boeing-747. Также стоит учитывать, что многие компании переходят на схожий по характеристикам Boeing-777", - подчеркнул собеседник "360". В результате популярность А380 приобрел только в странах Персидского залива, где авиация начала активно развиваться в начале 90-х годов.
При этом американский концерн параллельно продвигал для маршрутов между второстепенными городами свой 787 Dreamliner, максимальная вместимость которого в зависимости от комплектации доходила до 330 человек. "В ближайшие годы будут востребованы джеты с высокой дальностью полета и вместимостью до 500-600 пассажиров. При этом машина должна иметь два двигателя вместо четырех, как это было на старых лайнерах. Подобные модели уже есть в линейке как Airbus, так и Boeing", - заключил Крамаренко....
Авторские права на данный материал принадлежат «360tv». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции