Телеканал "Звезда"
15 февраля 2019, 10:45
Удар с предельно малой: летчик о боевом применении вертолетов в XXI веке
Полет на предельно малой высоте - самый зрелищный и одновременно опасный вид полета. Предельно малая высота загоняет летчика в особые, экстремальные условия
- Зачем идти на такой риск?
- Риск оправдан. Полет на предельно малой высоте создает трудности не только для экипажа, но и для противника. Низколетящий вертолет сложнее обнаружить визуально, на слух и техническими средствами. Времени на реакцию противника очень мало. Для наведения ПЗРК требуется 10-15 секунд устойчивого сопровождения цели. Если пилот выполняет полет на предельно малой высоте, да еще и маневрируя, то навести ПЗРК становится достаточно проблематично.
- Какова тактика применения вертолетов на предельно малой высоте?
- Скрытность подхода, минимальное время нахождения на боевом курсе и максимальная эффективная дальность до цели, внезапность. Никаких поворотов и разворотов в зоне поражения. Только горка, только стрельба с пикирования или разворот на пикировании и сразу уход на предельно малую высоту. Все очень скоротечно. Сейчас такие полеты выполняются в рассредоточенных боевых порядках: ведомый идет в пеленге 150 на 200 метров. Это дает сразу несколько плюсов. Определить направление по звуку на один вертолет, летящий на ПМВ, хоть и сложно, но можно. А вот если несколько вертолетов летят в рассредоточенном порядке, то акустические волны как бы "размазываются" о подстилающую поверхность и определить направление становится практически нереально.
- Существует ли разница применения управляемого и неуправляемого оружия при полете на предельно малой высоте?
- Если применяем управляемое вооружение, то мы готовимся, аккуратно и скрытно выходим в район цели. Осуществляем ее обнаружение, идентификацию и атакуем с максимально возможной дистанции, стараясь не входить в зону поражения средств ПВО противника. При применении неуправляемых ракет оптимально проводить стрельбу с кабрирования с максимальных дистанций с малых высот, тоже не входя в зону поражения. После выполнения стрельбы необходимо сразу с разворотом и снижением уходить на предельно малую высоту, используя рельеф местности с одновременным применением средств защиты от ПВО. У противника не должно быть возможности провести прицельную стрельбу.
- Помогают ли технические средства при полете в сложных условиях, например ночью?
- Технические средства, конечно, оказывают помощь при полете на ПМВ. Так, все ночные полеты выполняются в очках ночного видения, высота полета составляет до 50 метров над подстилающей поверхностью. На данный момент это наиболее эффективное техническое средство, которое есть в нашей авиации. Днем только визуальный полет и только знание района полета, знание карты местности.
- А бортовая РЛС?
- Бортовая РЛС здесь не особый помощник, потому что идет постоянное изменение профиля полета и ракурса, постоянно меняется угол закрытия местности. Также при полете на пределе неэффективен ДИСС (доплеровский измеритель скорости сноса, показывающий истинную скорость относительно подстилающей поверхности по осям вертолета - прим. ред.). В его показаниях возникает большая погрешность из-за профиля полета на ПМВ и подстилающей поверхности.
- Как повысить безопасность полета на ПМВ и эффективность выполнения боевой задачи?
- Прежде всего, это подготовка летчика. Как плановая, так и предполетная. Изучение района полетов, фотопланшеты, данные разведки, в том числе и технические. Анализ и изучение особенностей пилотирования в конкретных условиях. Пустыня - это одно, горы - другое, а лес - третье. Особенности самой машины: на что она способна при экстремальном пилотировании, инерция, запаздывание и т. д.
- Каковы особенности управления вертолетом в таком режиме?
- Перенося взгляд на приборную доску, летчику необходимо быстро сориентироваться, провести анализ ситуации, найти требуемый прибор, мгновенно считать с него информацию и правильно ее истолковать. Выработать решение по дальнейшему управлению, при этом не теряя восприятия пространственного положения машины. Подготовленные летчики при полетах на ПМВ за один перенос взгляда контролируют не один прибор, а группу до трех. Радиовысотомеру достается более 60% внимания летчика, а вот авиагоризонту - всего 5%, при этом нужно помнить и о контроле параметров силовой установки "на слух". Взгляд на приборы очень короткий - в среднем полсекунды.
- Как пилоту удается реагировать на застройку местности?
- Застройка местности порой носит хаотичный характер, и искусственные препятствия, которые находятся на земле (провода, столбы, трубы и даже здания), представляют собой большую опасность для пилотирования на предельно малых высотах. 90% столкновений с такими препятствиями происходит именно потому, что летчик вовремя их не увидел. Проходить такие препятствия надо сверху с превышением не менее 10-15 метров именно над тем местом, где препятствие хорошо просматривается. Если это ЛЭП, то через нее надо "перелетать" не над проводами, а над самой опорой, ведь только тогда можно реально оценить высоту объекта или наличие молниеотвода, который очень сложно заметить. Ну и конечно, никогда не стоит пролетать под проводами. В большинстве случаев это заканчивается очень плохо.
- В чем особенность полета на предельно малой высоте в пустыне?
- Бытует мнение, что полет над пустынной местностью не представляет сложности: нет высоких гор, не торчат высокие деревья, везде песок да камни и практически нет искусственных сооружений и препятствий. Лети себе спокойно... Но на самом деле это не так. Пилотировать в пустынной местности тоже очень сложно. Во-первых, это безориентирная местность, и глазу практически не за что зацепиться, даже с использованием технических средств. Во-вторых, и здесь есть турбулентность. Перепад температуры на барханах и дюнах может достигать нескольких десятков градусов между солнечной и затененной сторонами. Представляете, какими сильными и разнонаправленными могут быть воздушные потоки?
- Как в таком случае контролировать высоту?
- Над безориентирной местностью (неважно, песок это или снег) контролировать высоту полета глазомерно становится очень сложно, особенно в визуальной видимости и контакте с линей горизонта, и тут нужно доверяться приборам, например радиовысотомеру. И снова важна слаженность работы экипажа. Снижается точность визуального выдерживания высоты и в полете над лесом. Обычно превышение составляет более десяти метров. Это объясняется тем, что при полете над лесом возрастает вероятность появления по курсу полета отдельных деревьев, которые значительно выше остальных.
- Насколько психологически сложно выполнять полет на предельно малой высоте?
- Сложно и пилоту, и экипажу. Например, полет выполняется над сплошным лесом, а затем лес закончился, и внизу пошел низкий кустарник. Пилот, визуально привыкший к полету над деревьями, может непроизвольно потерять контроль за высотой, так как монотонность полета психологически расслабляет. Вспомните, когда после длительной поездки по трассе вы въезжаете в город и снижаете скорость, сразу возникает ощущение, что машина почти остановилась. Мозгу требуется некоторое время, чтобы адаптироваться к новому режиму восприятия. Здесь примерно то же самое. Полет на предельно малой высоте очень сложен и дает сильную психофизическую нагрузку на весь экипаж, особенно на пилота. Он требует от экипажа высокого уровня подготовки и особой летной слаженности. Но взамен он дает непередаваемое ощущение динамики полета....
Авторские права на данный материал принадлежат «Телеканал "Звезда"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции