N+1
13 марта 2019, 15:55
Европейцы сделают грузовые самолеты пожаробезопасными
Европейское агентство авиационной безопасности объявило о намерении выработать новые требования к пожарной безопасности грузовых самолетов и ввести их в действие с 2025 года
Ежегодно регистрируется несколько инцидентов, связанных с воспламенением литиевых аккумуляторов или задымления, связанного с их замыканием. Эти случаи происходят либо в аэропортах при операциях погрузки-разгрузки, либо уже в воздухе. По данным Федерального управления гражданской авиации США на конец января 2018 года, с 1991 года было зафиксировано 191 происшествие, связанное с воздушными перевозками литиевых аккумуляторов.
В 2010 году в Дубае упал грузовой самолет Boeing 747-400F транспортной компании UPS Airlines, вернувшийся в аэропорт отправления вскоре после взлета. Причиной возвращения стало возгорание нескольких литий-ионных аккумуляторов, которые тот перевозил. В результате горения батарей произошло сильное задымление. Из-за сильного задымления и ошибки в действиях пилотов, самолет упал при заходе на второй круг после неудачной попытки посадки. Все члены экипажа самолета погибли, причем один из них умер от отравления продуктами горения еще в воздухе.
Современные литий-ионные аккумуляторы представляют серьезную опасность для грузоперевозок. Такая батарея с коротким замыканием, пробоем между анодом и катодом, может очень быстро разогреваться до почти 600 градусов Цельсия и становиться причиной пожара. При этом разогрев соседних аккумуляторов до 200-230 градусов Цельсия может запускать аналогичный процесс и в них. Аккумуляторы с коротким замыканием нередко выделяют водород, который смешиваясь с воздухом, может образовывать взрывоопасную смесь.
Некоторые современные грузовые самолеты оснащены грузовыми отсеками класса D. Этот класс предполагает, что отсек должен иметь объем не более 28,3 кубических метра и быть абсолютно герметичным. Кроме того, стенки отсека должны кратковременно выдерживать высокую температуру. В случае возникновения пожара в отсеке класса D горение относительно быстро прекратится, поскольку в нем закончится кислород. Тем не менее, в случае с литиевыми аккумуляторами пожар может проходить более интенсивно и масштабно, чем рассчитаны отсеки класса D.
Грузовые отсеки классов C и E дополнительно оборудованы системами обнаружения дыма, которые уведомляют экипаж самолета о возможном пожаре не позднее 60 секунд после регистрации первых признаков задымления. Кроме того, отсеки класса C дополнительно оснащены системами пожаротушения. В случае пожара такие системы заполняют отсек хладоном, доводя его концентрацию до 5 процентов. После того, как система зарегистрирует ликвидацию пожара в отсеке в течение часа будет поддерживаться концентрация хладона на уровне 3 процентов для предотвращения повторного возгорания.
По оценке Европейского агентства авиационной безопасности, сегодня в Европе выполняют полеты около 500 грузовых самолетов, оснащенных отсеками класса D. В случае, если европейские авиационные власти примут новые требования к пожаробезопасности грузовых самолетов, перевозчики должны будут модернизировать их не позднее 2025 года.
В начале 2017 года ученые из Стэнфордского университета в США представили мембрану на основе композитных микроволокон для литий-ионных аккумуляторов. Она способна плавиться при достижении определенной температуры и выпускать в электролитический раствор концентрированное вещество-пламегаситель. Такое устройство, установленное в обычный литий-ионный аккумулятор, не снижает его рабочих характеристик, но в случае возгорания ликвидирует пламя за доли секунды....
Авторские права на данный материал принадлежат «N+1». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции