Красная звезда
18 марта 2019, 08:51
Мы гордимся нашими летчиками!
Об особенностях подготовки военных летчиков и специфике службы молодых пилотов рассказывает заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами России генерал-лейтенант Сергей Дронов
Об особенностях подготовки военных летчиков, специфике службы молодых пилотов, а также грамотно используемой ими современной авиационной технике в насыщенной боевой учебе нашей военной авиации "Красной звезде" рассказывает заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами России генерал-лейтенант Сергей Дронов.
- Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, об особенностях подготовки летного и инженерно-технического состава в профильных учебных заведениях Министерства обороны РФ. В каком состоянии находится учебно-материальная база этих вузов? Какой налет имеют выпускники - молодые лейтенанты?
- Крупнейшим учебным заведением Министерства обороны РФ, которое готовит квалифицированные офицерские кадры для Воздушно-космических сил, других видов и родов войск Вооруженных Сил, министерств и ведомств, а также более 40 иностранных государств, сегодня является Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (ВУНЦ ВВС "ВВА").
Академия обладает самой современной учебно-материальной базой. Это новейшие специализированные классы и лаборатории, тренажерные и спортивные комплексы, учебный аэродром, где представлены самолеты и вертолеты, стоящие на вооружении Воздушно-космических сил. На них и проходит обучение личный состав вуза.
С 2013 года в академию, как и в другие вузы Воздушно-космических сил, осуществляется полноценный набор курсантов. Благодаря этому мы с прошлого года получаем необходимое количество высококлассных специалистов для авиационных частей ВКС.
Что касается специалистов инженерно-авиационной службы, то в ходе учебного процесса они осваивают все современные методы диагностирования авиационной техники, в том числе оптические и лазерные (для контроля бортового радиоэлектронного оборудования воздушных судов), ультразвуковые и рентгеновские (для контроля нагруженных элементов конструкций планера).
Выпускники академии назначаются на штатные офицерские должности в авиационные части Воздушно-космических сил. И стоит отметить, что ежегодно от командиров частей, куда назначались лейтенанты для прохождения службы, поступают сотни отзывов с положительными характеристиками на молодых офицеров.
Это же характерно и для нашего летного вуза - Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени А.К. Серова.
В Краснодаре создана необходимая учебно-материальная база, отвечающая современным требованиям, где будущий военный летчик получает начальное образование, проходит теоретическую подготовку, выполняет полеты на тренажерах самолетов Л-39, Л-410, Як-130 и других. Современные классы, оборудованные компьютерными комплексами для изучения устройства и оборудования летательных аппаратов, тренажеры, позволяющие отработать необходимую летную программу в полном объеме, - все это позволило существенно повысить качество подготовки молодых летчиков и инженеров.
С третьего курса курсанты направляются на летную практику. Идет разделение по специальностям. Истребители уезжают в Армавир, бомбардировщики и штурмовики - в Борисоглебск, летчики дальней и военно-транспортной авиации - в Балашов. В этих городах развернуты полноценные учебные места, где курсанты продолжают совершенствовать теоретические знания, выполняют полеты на тренажерах и приступают к реальным полетам сначала с летчиками-инструкторами и в последующем самостоятельно. Полеты осуществляются в девяти учебных авиационных базах, функционирующих в Южном, Центральном и Западном военных округах.
С 2011 года на вооружение учебных авиабаз поступают современные учебно-боевые самолеты Як-130. На них мы полностью перевооружили авиабазы в Борисоглебске, Армавире, Кущевской (Краснодарский край). В этом году планируется постепенное перевооружение авиабазы в Котельникове (Волгоградская область).
Як-130 - универсальный самолет для подготовки летчиков, начиная от первоначального летного обучения и заканчивая особенностями боевого применения, а также для поддержания летных навыков летчиков-инструкторов в строевых частях. Этот самолет - настоящий учебно-тренировочный комплекс, используя который будущие летчики могут овладеть практическими навыками пилотирования самолетов 4-го и 5-го поколений. В настоящий момент курсанты уже на четвертом курсе приступают к полетам на самолетах данного типа.
За время обучения в училище к выпуску курсанты имеют налет более 200 часов, освоив полеты на малой высоте, на боевое применение, на групповую слетанность, а также полеты ночью.
Говоря о тех, кто усердно учится и стремится к своей мечте о небе, конечно, нельзя не вспомнить про наших будущих военных летчиц. Наверное, уже по всей стране знают, что впервые в истории современной Российской армии в 2017 году в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков имени А.К. Серова провели первый набор летной специальности девушек-курсантов. И вот сейчас второкурсницы в первый раз приступили к тренажерной подготовке на новейшем тренажерном комплексе самолета Л-410, установленном в училище в этом году.
- Где же служат новоиспеченные лейтенанты, как проходит их служба?
- Молодые специалисты инженерно-авиационной службы, прошедшие обучение в Военно-воздушной академии, и выпускники Краснодарского училища летчиков направляются в авиационные части, где эксплуатируют новую и модернизированную авиационную технику.
По прибытии к новому месту службы выпускники обеспечиваются служебным жильем или получают компенсацию за наем жилья. По истечении трех лет офицерской службы есть возможность реализовать право на военную ипотеку, приобрести жилье в собственность, и при этом государство будет оплачивать ипотеку без привлечения средств военнослужащего.
Также военнослужащий по прибытии к новому месту службы имеет право на подъемное пособие, размер которого зависит от количества членов семьи. Это право военнослужащие могут реализовывать неоднократно, при смене мест службы и при дальнейших назначениях.
Помимо этого, военнослужащие имеют право на льготную очередь в детский сад для ребенка по месту проживания.
Комплекс мер социального обеспечения достаточно широк, чтобы летчик или техник мог сосредоточиться на службе и профессиональном росте.
Подготовке молодых кадров мы уделяем большое значение. Лейтенант назначается на определенный тип самолета или вертолета, проходит переучивание на данный тип и активно его осваивает, повышая свое мастерство и готовясь к сдаче на квалификационную категорию. В первый год службы лейтенанты готовятся получить 3-й класс.
Сейчас средний налет летчика в строевых частях составляет более 120 часов. Молодые летчики зачастую имеют и более высокий налет.
Одним словом, для того чтобы военный летчик летал, профессионально рос на протяжении всей своей службы и выполнял весь спектр стоящих перед ним задач, созданы все необходимые условия. Это ежегодные поставки сотен новейших и перспективных образцов техники, модернизация имеющихся самолетов и вертолетов, бесперебойное обеспечение топливом, большое количество мероприятий боевой подготовки и повседневной деятельности.
- Где и как организовано переучивание уже дипломированных летчиков?
- Летчики оперативно-тактической авиации проходят подготовку в Липецком авиацентре, армейской авиации - в Торжке, дальней и военно-транспортной авиации - в Рязани и Иванове соответственно.
В этих авиацентрах есть вся необходимая современная инфраструктура, классы теоретической подготовки, тренажерные комплексы, авиационная техника. А это самолеты Су-35С, Су-34, Су-30СМ, МиГ-29СМТ, Су-27СМ3, МиГ-31БМ, Су-25СМ3, Ту-22М3, Ту-95МС, Ил-76МД-90А, вертолеты Ка-52, Ми-28Н, Ми-28УБ, Ми-25М, Ми-26Т, Ми-8МТВ-5В, Ми-8АМТШ-ВА и другие типы.
Летчики, проходя подготовку в авиацентрах, изучают возможности современных образцов техники, особенности эксплуатации летательных аппаратов, наиболее эффективные способы боевого применения современных средств поражения.
Все это позволяет совершенствовать мастерство военных летчиков с высоким качеством.
- Как используется в подготовке летного состава опыт, приобретенный в Сирии?
- Подавляющее большинство летчиков оперативно-тактической и армейской авиации имеют опыт выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики.
С учетом анализа выполнения летным составом армейской авиации специальных задач в Сирии большое внимание в подготовке уделяется выполнению огневых, десантно-транспортных и поисково-спасательных задач ночью с очками ночного видения. Огневое поражение наземных целей осуществляется с максимальных дальностей применения авиационных средств поражения.
В высших военных учебных заведениях проводятся научно-практические конференции по применению в учебном процессе боевого опыта, полученного в ходе специальной операции в Сирии.
Необходимо отметить, что в вузах ВКС проводится педагогический эксперимент по формированию у курсантов-летчиков командных навыков в выработке самостоятельных решений в профессиональной деятельности (с использованием нетиповых тактических задач с учетом применения авиации в Сирии).
Подчеркну, что в результате проводимой работы по внедрению опыта применения авиации группировки войск (сил) Вооруженных Сил РФ в Сирии повысилась практическая направленность подготовки курсантов старших курсов в обоснованности применения тактических приемов и средств авиационного поражения в зависимости от условий быстроменяющейся обстановки и на конкретной местности.
На основании полученного летным составом Воздушно-космических сил опыта доработана система подготовки летного состава к участию в боевых действиях в горно-пустынной местности в условиях жаркого климата, к боевому применению новых типов авиационных средств поражения, в том числе новых образцов управляемого оружия.
- Сергей Владимирович, а как обстоят дела с исправностью авиационной техники, оснащением новыми образцами, а также укомплектованностью летным составом в воинских формированиях ВКС?
- За последние шесть лет уровень исправности авиационной техники повысился более чем в два раза.
Что касается перевооружения, то получено более 1000 единиц новой и модернизированной авиационной техники.
На новые типы воздушных судов, такие как самолеты Су-34, Су-35С, Су-30СМ, боевые вертолеты Ка-52, перевооружены четыре авиационных полка и две авиационные эскадрильи.
Ежегодно модернизируются и поставляются в части дальней авиации самолеты Ту-160 и Ту-95МС.
В результате реализации мероприятий плана оснащения в этом году обеспеченность Воздушно-космических сил основными образцами вооружения, военной и специальной техники поддерживается на уровне 100 процентов, а доля современных образцов превышает 74 процента.
Что касается укомплектованности летным составом авиационных частей ВКС, то хочу подчеркнуть, что в настоящий момент она составляет более 90 процентов. Также следует учитывать, что и в этом году, и в последующих мы ожидаем полноценные выпуски молодых специалистов из Краснодарского училища летчиков, Военно-воздушной академии и ее филиалов, которые готовят пилотов армейской авиации и штурманов.
- Многие военные специалисты считают, что минувший 2018 год стал одним из самых насыщенных боевой учебой для современной Российской армии, в том числе для Воздушно-космических сил…
- Говоря об итогах деятельности Воздушно-космических сил в прошлом году, важно отметить, что все задачи, поставленные министром обороны России и Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ выполнены в полном объеме, на требуемом организаторском уровне и с высоким качеством.
В 2018 году Воздушно-космические силы приняли участие во всех мероприятиях оперативной и боевой подготовки, проводимых по планам Генерального штаба Вооруженных Сил, а также провели ряд тактических, летно-тактических и тактико-специальных учений, значительную часть из которых с боевой стрельбой и применением современных средств поражения.
Интенсивность мероприятий оперативной и боевой подготовки обеспечила поддержание необходимого уровня готовности соединений и частей к выполнению задач по предназначению. Всего в 2018 году проведено более 460 учений и тренировок различного уровня.
А одним из главных мероприятий подготовки войск конечно же стали масштабные маневры "Восток-2018", в ходе подготовки и проведения которых особое внимание уделялось отработке современных форм и способов ведения совместных боевых действий авиации и войск ПВО с учетом боевого опыта, полученного в Сирийской Арабской Республике, а также практических мероприятий по переброске значительного количества войск на большие расстояния самолетами военно-транспортной авиации в сжатые сроки.
В ходе маневров "Восток-2018" авиацией ВКС на восьми полигонах Восточного военного округа выполнено более 240 учебно-боевых задач по нанесению авиационных ударов, авиационной поддержке войск, высадке тактических воздушных десантов, совершено более 800 самолето-вылетов.
- В этом году планка интенсивности боевой подготовки не понизится?
- В Воздушно-космических силах в 2019 году спланирован ряд масштабных тактических, летно-тактических и тактико-специальных учений, значительная часть из которых пройдет с боевой стрельбой. Они обеспечат необходимый уровень подготовки соединений и частей для гарантированного выполнения задач по предназначению.
В настоящий момент проходят учения с авиационными эскадрильями всех родов авиации.
Прошли масштабные учения с эскадрильями самолетов военно-транспортной авиации в Псковской области, где были задействованы экипажи из четырех областей, отработаны задачи перебазирования на оперативные аэродромы и массовое десантирование подразделений и техники Воздушно-десантных войск одновременно на три площадки приземления.
Проведены учения с эскадрильями дальней авиации, в ходе которых экипажи Ту-95МС также отработали перебазирование на оперативные аэродромы, выполнили дозаправку в воздухе и совершили условные пуски ракет по наземным целям на полигоне.
Подобные учения проходят и в оперативно-тактической, и в армейской авиации. Например, недавно экипажи эскадрильи пилотажной группы "Русские витязи" провели летно-тактическое учение, в ходе которого отработали перехват воздушных целей, дозаправку в воздухе и выполнили практические пуски управляемых ракет "воздух-воздух" по воздушным целям на полигоне Ладога.
Летчики пилотажных групп - такие же военные летчики, которые выполняют программу летной и боевой подготовки в полном объеме. В этом учении приняли участие молодые летчики-лейтенанты, которые по уровню своей подготовки уже получили допуск к проведению таких полетов.
Вообще, уровень подготовки наших летчиков очень высок, это отмечают во всем мире. Мы это в очередной раз доказали и в ходе выполнения специальных задач в Сирии и, например, на международном конкурсе летного мастерства "Авиадартс".
На этих соревнованиях с нами конкурируют высококлассные пилоты из Белоруссии, Казахстана, Китая на современных самолетах и вертолетах, но победителями ежегодно становятся наши пилоты. Добавлю, что и на территории Китайской Народной Республики, где проходил "Авиадартс" в 2017 году, мы лидерство не уступили. Это говорит о том, что мы правильно и качественно готовим свои летные кадры. И это молодые кадры. Ежегодно средний возраст российских участников конкурса снижается. Если в 2014 году он составлял 32 года, то в 2018-м уже 27 лет. В 27 лет наши пилоты демонстрируют такие высокие результаты на международной арене! Это, я считаю, определенная оценка качества работы по подготовке военных пилотов-профессионалов.
- О каких еще мероприятиях можно рассказать, которые подчеркивают высокий уровень подготовки военных летчиков?
- Естественно, нельзя не упомянуть воздушный парад над Красной площадью, проводимый 9 Мая. Конечно, пролететь по прямой для летчика не составляет труда. Но вот когда полет проходит в плотном строю в составе, например, звена, а этот строй состоит из разнотипных самолетов и вертолетов с абсолютно различными характеристиками, каждый ведущий экипаж своей группы должен строго соблюдать все скоростные, высотные, временные характеристики, чтобы все прошло без каких-либо замечаний. Группам руководства полетами необходимо этот строй организовать и контролировать на всех этапах проведения мероприятия. Если учесть, что для участия в параде, помимо всего прочего, задействовано около 10 аэродромов в различных регионах, то надо признать, что эта задача не из легких. Зато по итогам ее выполнения можно видеть глаза людей, наполненных гордостью за наших пилотов.
Практически ежемесячно в одном из регионов страны мы проводим акции "Служба по контракту - твой выбор!". На центральной площади или городской набережной разворачиваем пункты отбора на службу по контракту, агитационные пункты наших вузов, демонстрируем имеющееся оборудование, летное обмундирование. Но главное, в ходе таких акций мы всегда стараемся показать мастерство летчиков в небе, привлекаем пилотажные группы, экипажи из военных округов. Регулярно наши акции собирают десятки тысяч людей, которые с восторгом смотрят за происходящим в небе и на земле.
После решения задач за пределами Российской Федерации, участия в международных авиасалонах, конкурсах и форумах, масштабных учениях, таких как "Восток-2018", в военном параде на Красной площади и других подобных мероприятиях, где можно во всей красе увидеть нашу авиационную технику и работу наших пилотов, часто слышу положительные отзывы людей со стороны, которые с гордостью отмечают, что у нас такие замечательные летчики и техника, Военно-воздушные силы.
Говоря о чувстве гордости за наших военных пилотов, конечно, нельзя не отметить, что вся страна знает, помнит и чтит Героев России подполковника Олега Пешкова, полковника Ряфагатя Хабибуллина, гвардии майора Романа Филипова, погибших при выполнении боевых задач в Сирии.
Есть кем гордиться и среди тех, кто еще только овладевает летной специальностью. И здесь яркий свежий пример - героический поступок сержанта Михаила Еманова, который, будучи курсантом 4-го курса Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков, 27 апреля 2018 года после столкновения с птицей в небе и попадания ее в двигатель самостоятельно принял непростое решение увести учебный самолет Л-39 от жилых домов и сумел посадить его без выпущенных шасси в поле. Указом Президента России Михаил Еманов награжден орденом Мужества.
- Сергей Владимирович, в завершение нашего разговора хотелось бы узнать, какие, по вашему мнению, можно выделить факторы, которые должны стимулировать службу военных летчиков в авиационных частях ВКС?
- Все перечисленные мероприятия позволили нам каждый год фиксировать рост конкурса в вузы ВКС на летные и инженерные специальности. Можно констатировать, что среди желающих поступить идет полноценный многоуровневый отбор. В прошлом году средний конкурс был 4-5 человек на место, а на некоторые специальности доходил и до 12-15 человек. Это говорит о многом.
Хочу заверить, что мы останавливаться на достигнутом не собираемся. Программа подготовки летчиков постоянно совершенствуется, учитывая современные особенности и тенденции. В ближайшем будущем мы ожидаем поставки самолетов 5-го поколения Су-57, самолетов Ту-160М2, Ту-22М3М, Ил-76МД-90А, вертолетов Ми-28НМ, Ми-26Т2-В, Ми-38. Ряд перспективных самолетови вертолетов только разрабатываются. Скажу как летчик: я могу лишь позавидовать нынешнему и будущему поколениям военных пилотов, которым предстоит летать на современной технике в бескрайнем Пятом океане. А для летчика небо - это главное....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции