ФАН
3 апреля 2019, 18:23
Гендиректор "Ильюшина" Рогозин оценил первый полет Ил-112В
Никаких серьезных замечаний к первому опытному образцу легкого турбовинтового военно-транспортного самолета Ил-112В не выявлено, экипаж доволен, заявил генеральный директор авиационного комплекса "Ил" Алексей Рогозин
Первый полет первого российского военно-транспортного самолета Ил-112В - это очень важное событие для авиастроителей, добавил Рогозин.
"Практически все бортовые системы, двигатель, винт - это новейшие отечественные разработки. Вся кооперация, а большая ее часть входит в состав госкорпорации "Ростех", смогла на практике продемонстрировать свои передовые технические решения", - подчеркнул генеральный директор ПАО "Ил".
Алексей Рогозин ответил на вопрос корреспондента ФАН, что он почувствовал, когда "сто двенадцатый" впервые оторвался от ВПП.
"Все стадии полета были ответственными: от запуска двигателя до посадки. Окончательная уверенность возникла только когда командир экипажа летчик-испытатель Николай Куимов доложил об успешном выполнении полетного задания. Никаких серьезных замечаний к самолету не выявлено, экипаж доволен. Значит, весь коллектив работал не зря", - рассказал собеседник ФАН.
С серебряной ложкой во рту
Первый опытный образец легкого турбовинтового военно-транспортного самолета Ил-112В совершил свой первый взлет 30 марта, в 12.15 по московскому времени. Через 45 минут пневматики идущего на посадку "сто двенадцатого" коснулись бетонных плит воронежского аэродрома.
Так успешно завершился длинный и крайне непростой период рождения первого военно-транспортного самолета, полностью разработанного в России в постсоветский период.
История "сто двенадцатого" началась в тот момент, когда военно-политическое руководство России всерьез задумалось над необходимостью замены парка изнашивающихся и устаревающих Ан-24 и Ан-26. Мало того, что данные машины давно серийно не выпускались, так еще и сконструировавшее их КБ Антонова после распада СССР оказалось на Украине.
Данные обстоятельства порождали серьезные трудности с продлением в России сроков эксплуатации "двадцать четвертых" и "двадцать шестых". При этом потребность на постсоветском пространстве в легком транспортном самолете нового поколения, способном эксплуатироваться на небольших малооборудованных аэродромах, была и остается довольно велика. В условиях снабжения Вооруженных Сил в сложных условиях, зачастую вне аэродромной сети, с необходимостью оперативной переброски мобильных сил буквально с колес, когда на счету каждая минута и каждый человек, ценность Ил-112В как инструмента переброски грузов и десантников сложно переоценить.
Учтя все это, в начале 2000-х ильюшинцы приступили к разработке легкого турбовинтового военно-транспортного самолета, ныне известного как Ил-112В. В апреле 2004 года проект "сто двенадцатого" победил в конкурсе на разработку легкого военно-транспортного самолета, проводившегося Минобороны РФ. А в мае 2005 года командующий 61-й воздушной армией генерал-лейтенант Виктор Денисов сообщил представителям СМИ, что первый Ил-112 поднимется в воздух уже в 2006 году.
В общем, многим казалось, что "сто двенадцатый" родился, что называется, "с серебряной ложкой во рту", и успех нового ильюшинского детища предопределен заранее. На практике все оказалось совсем не так.
"Взлетит до конца года!.."
Госфинансирование программы создания Ил-112 пару раз урезали, а затем и вовсе прекратили. Среди причин данного казуса фигурировало, помимо непростой финансовой ситуации в стране и "подковерных войн" лоббистов в кулуарах высоких кабинетов, также желание закупать для ВВС России новые украинские транспортники.
В 2009 году было принято решение приостановить разработку Ил-112, конструкторская документация которого была готова примерно наполовину, в пользу кооперации с "Антоновым". Производить военные версии самолетов Ан-140 - Ан-140Т или дальнейшее развитие Ан-148 должен был воронежский авиазавод.
Время шло, Ан-24 и Ан-26 отнюдь не молодели, а замены им по-прежнему не было. В декабре 2012 года потерявший терпение Главкомат ВВС России представил министру обороны Сергею Шойгу обоснование для возобновления проекта Ил-112. Однако, как известно, скоро сказка сказывается…
Реанимация почти похороненного проекта создания "двести двенадцатого" заняла не один день. Только 23 декабря 2014 года пресс-служба ОАО "Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина" сообщила про заключение контракта с Минобороны РФ на разработку военно-транспортного самолета Ил-112В.
Работы по предназначенным для установки на "сто двенадцатый" двигателям ТВ7-117СТ были возобновлены лишь после 2014 года. Это сразу поставило под вопрос окончательный срок готовности опытного образца машины к первому полету. Всем было понятно, что обновленных "движков" самолету придется ждать долго…
К декабрю 2016 года на воронежском авиазаводе собрали фюзеляж первого Ил-112В. 26 января 2017 года крыло первого летного экземпляра "сто двенадцатого" передали в цех окончательной сборки ПАО "Воронежского акционерного самолетостроительного общества" (ВАСО) и провели его стыковку с фюзеляжем.
Но на этом, откровенно говоря, работа практически встала. Некоторые к тому моменту рассматривали "сто двенадцатый" лишь как удобное средство для выкачивания из бюджета денег, а другие банально разуверились в том, что голый фюзеляж когда-нибудь воплотится в нечто реально, а не на бумаге летающее. В период безденежья и отсутствия работы многие квалифицированные кадры ильюшинцев перетекли в другие КБ, так что ряд компетенций по тому же Ил-112 фактически был утрачен.
Примерно так обстояли дела с созданием Ил-112В, когда в марте 2017-го на должность вице-президента ОАК по транспортной авиации оказался назначен Алексей Рогозин. Когда он же в апреле был утвержден генеральным директором Авиационного комплекса имени Ильюшина (ПАО "Ил"), первый летный образец Ил-112В де-факто по-прежнему представлял собой в цеху окончательной сборки ВАСО "ведро с гвоздями" и в небо не рвался от слова "совсем".
При этом новому генеральному директору "Ильюшина" и руководству страны докладывали: мол, работа над машиной кипит! В частности, летом 2017 года руководству "Ильюшина" рапортовали, что машина… взлетит до конца года!..
Увидеть в Ил-112 самолет
Можно только догадываться, что пришлось пережить недавно назначенному гендиру "Ила", когда выяснилась подлинная картина состояния работ по "сто двенадцатому". В проектной документации обнаружилось немало проблем. Дело в том, что пришлось старые бумажные чертежи по "заделу" переводить в "цифру", а цифровая модель содержала множество ошибок в проектировании.
Застрявший на стадии "вечных" ОКР самолет представлял собой голый фюзеляж, где не то что отсутствовали двигатели и кабина, не было даже жгутов. При сборке выяснилось, что многие детали не стыкуются между собой, да и вообще первый опытный образец Ил-112В оказался перетяжелен почти на три тонны и имел проблемы с центровкой. Огромное количество компонентов отсутствовало, некоторые просто не подходили, а значит работу по ним надо было начинать буквально сначала.
Многие узлы, агрегаты и комплектующие, включая оборудование от кооперантов, пришлось разрабатывать заново. Можно сказать, что Ил-112В почти полностью перепроектировали. Причем, осуществлено это было в условиях западных санкций и с учетом необходимости сделать самолет из деталей на 100% российского производства.
Будем честными: "сверху" ПАО "Ил" все активнее прессовали темой "сто двенадцатого" и требовали скорейший результат, а "снизу", среди ильюшинцев, хватало тех, кого прежний неспешный режим работ над Ил-112В вполне устраивал. Никаких изменений эти люди не хотели.
Теоретически проще было, по логике некоторых, как в "Ильюшине", так и в высоких кабинетах, наверное, закрыть проект "сто двенадцатого" и делать новый самолет с чистого листа. Практически же поступить так было невозможно.
В подобных условиях превращение остова Ил-112В в летающий самолет стало для Алексея Рогозина, по-видимому, чем-то глубоко личным.
Для начала генеральный директор распорядился установить свой рабочий стол непосредственно в цеху окончательной сборки ВАСО. Нет, над душой у сборщиков "сто двенадцатого" генеральный директор "Ильюшина" не стоял. Но предпочитал лично фиксировать и снимать проблемы в процессе того, как опытный образец "сто двенадцатого" насыщался комплектующими.
Была прекращена ранее сложившаяся практика необоснованно оптимистичных докладов о ходе работ над Ил-112В. По мнению источника ФАН из КБ "Ильюшина", Ил-112 прошел долгий путь от громких и лживых рапортов наверх до честного признания ошибок и их исправления.
"Одним из первых Алексей Рогозин поверил в Ил-112, увидев в нем самолет и постарался его довести до взлета", - заявил источник ФАН.
Тектонические сдвиги в "Ильюшине"
Новый генеральный директор создал своеобразный антикризисный штаб, способный предельно оперативно решать вопросы, связанные с доработкой конструкции первого опытного образца, а также с кооперацией компетенций завода, ОКБ, финансового управления и т. д. По сути, этот штаб стал прообразом новой модели управления, объединяющей вручную, "на живую нитку" в ситуации, когда нет времени на раскачку, ОКБ, заводы и комплектаторов.
Одновременно генеральный директор приступил к глобальной трансформации системы управления - созданию на базе "Ила" дивизиона транспортной авиации ОАК, связавшего единой экономикой, управлением и планированием авиастроительные заводы, конструкторские бюро и ряд других подразделений. В двух словах эту огромную работу не описать.
Параллельно выстраивалась модель нового конструкторского бюро на базе проектно-технического комплекса, где началась разработка нового среднего военно-транспортного самолета Ил-276.
В то же время нельзя было забывать и о реализации множества программ, важных не только для "Ильюшина", но и для всей страны. В их числе - Ил-96-400М (сборка его агрегатов уже идет на ВАСО), модернизация строевых Ил-76МД до уровня Ил-76МД-М, выход на серийное производство "семьдесят шестых" второго поколения - Ил-76МД-90А, первый полет конвертируемого топливозаправщика на его базе Ил-78М-90А, старт работ по новому "сверхтяжу" Ил-106, реанимация проекта легкого многоцелевого Ил-103 и множество других задач, включая работы по альтернативным видам топливам и разработке БПЛА.
По большому счету, для "Ильюшина" все вышеописанное являлось настоящими тектоническими сдвигами, а для его гендира - ежедневной тяжелой, изматывающей, очень нервной работой, порой напоминающей сизифов труд.
То, что абсолютно голый фюзеляж за небольшой срок, с марта 2017 года по март 2019 года, все же превратился в готовый к взлету Ил-112В, - это во многом заслуга и персональная ответственность Алексея Рогозина. Потому что "сто двенадцатый" можно было бы креативить еще очень долго, так и не доведя самолет до летной готовности. Другой вариант - испытывать опытный образец машины до первого взлета года два, а то и больше.
К счастью, этого не случилось.
На своих плечах
В субботу, 30 марта, первый опытный образец легкого турбовинтового военно-транспортного самолета Ил-112В (серийный номер 01-01, регистрационный номер 41400), построенный в рамках контракта с Минобороны России, вырулил на "взлетку" аэродрома ВАСО.
Стремительный разбег - и машина, управляемая шеф-пилотом ПАО "Ил" Героем России Николаем Куимовым, оттолкнувшись от ВПП, ушла вверх.
Вдалеке от аплодирующих зрителей посреди аэродромного поля с рацией в руке стоял вице-президент по транспортной авиации ПАО "ОАК", генеральный директор ПАО "Ил" Алексей Рогозин. Он напряженно всматривался в небо. По словам свидетелей, Рогозин в этот момент выглядел так, словно не пара 3000-сильных двигателей, а лично он, гендир "Ильюшина", на своих плечах тащил "сто двенадцатый" ввысь…
Как мы теперь знаем, в значительной мере так оно и было.
"Сто двенадцатый" теперь на всю свою долгую жизнь связан с генеральным директором ПАО "Ил" Алексеем Рогозиным, который своими личными усилиями, энергией и верой дал самолету путевку в жизнь.
Редакция Федерального агентства новостей от всей души поздравляет всех причастных к успешному созданию Ил-112В - самолету долгожданному, нужному и востребованному....
Авторские права на данный материал принадлежат «ФАН ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции