Экономика сегодня
3 апреля 2019, 18:32
Украинский запрет на авиасообщение с Россией оказался бессмысленным
Запрет Украиной нерегулярного авиасообщения с Россией ничего не изменит в сфере авиаперевозок между двумя странами. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал главред журнала "Авиатранспортное обозрение", авиаэксперт Алексей Синицкий
"Сегодняшний так называемый полный запрет на прямые перелеты между Россией и Украиной де-факто наложил табу на нерегулярные рейсы - это чисто политический ход, который ни на что не повлияет. Суть нерегулярных рейсов достаточно проста - часто это заказная авиация. То есть определенное лицо заказывает бизнес-джет и летит в самолете с теми, кого решает взять с собой. Это очень дорогое удовольствие, роскошь. Украинские политики, видимо, этим вариантом и воспользовались.
Другой вариант - чартеры, то есть заказные рейсы. Когда-то это была распространенная практика в туризме, но отрасль постепенно переходит на регулярные рейсы из соображений экономии. Исключения делаются лишь для привлечения туристов в суперпопулярные жаркие страны. Этот вариант российско-украинские авиаперевозчики тоже не практиковали. По сути, нерегулярного авиасообщения между РФ и Украиной нет, а запрет смысла не имеет", - отмечает специалист.
Кабмин Украины запретил прямое авиасообщение с Россией после посещения Москвы кандидатом в президенты Юрия Бойко и главы политсовета партии "Оппозиционная платформа - За жизнь" Виктора Медведчука. Глава МВД Украины Арсен Аваков заявил, что они "воспользовались лазейкой в законодательстве", и осуществили прямой перелет в Москву. Регулярные рейсы в РФ Киев отменил еще в 2015-м, однако нерегулярные полеты при условии, что самолеты не принадлежат компаниям РФ, до сегодняшнего дня были легальны.
"Пассажиропоток, который до 2015 года пользовался прямыми рейсами "Россия-Украина" и обратно, после введения Киевом запрета уменьшился. Ведь теперь людям приходится летать с посадкой в третьих странах - в основном, через Белоруссию и Молдавию. Это дороже и дольше во временном плане, потому люди ищут более выгодные маршруты по земле. И украинские политики, которые захотят попасть в Москву, теперь будут пользоваться этими же маршрутами.
Решение Киева направлено чисто на внутреннюю политику в условиях избирательного накала. По факту оно ничего не меняет, но прозвучит достаточно грозно в политических заявлениях. Все схемы и маршруты перелетов из РФ на Украину давно сложились, цены и предложения сформированы. Все, кто хочет переплачивать за авиарейс, давно и без проблем летают, другие предпочитают железнодорожный транспорт и автобусные маршруты. Простым людям экономика важнее политики", - подчеркивает авиаэксперт.
"Выстрел в ногу"
Украина закрыла прямые регулярные авиарейсы в 2015 году из-за того, что российская сторона отказалась выполнять требования Киева - запретить авиакомпаниям РФ летать в Крым. Ответить зеркальными мерами на запрет транзитных полетов над Украиной Москве не удалось: транзит украинским авиакомпаниям через российское воздушное пространство был запрещен еще в августе 2014 года. Пассажиры стали летать через Молдавию, Польшу, Болгарию, Белоруссию. Существенно выросли цены на такие перелеты.
Сегодняшний запрет полностью закрывает прямые перелеты между РФ и Украиной, запрет не будет распространяться на возможные полеты миссий международных организаций таких, как ОБСЕ, ООН и Красный Крест. В авиасообщениях между странами до 2015 года участвовали пять российских и три украинские компании. За год они перевозили около 800 тысяч человек. После вступления закона в силу Украина лишилась почти 20% дохода от авиаперевозок, в то время как Россия менее 1%.
"Украина запретом авиасообщений с Россией "выстрелила себе в ногу" - для авиакомпаний этой страны рейсы в РФ были достаточно прибыльными. В российском бизнесе - все наоборот, ни одна авиакомпания не была настолько завязана на украинском направлении, чтобы потеря его стала проблемой. Перевозчики РФ просто переориентировали освободившиеся борты на другие направления и особых убытков не понесли.
Политические меры Киева ударили в первую очередь по людям. Народы России и Украины - братские, традиционно они связаны семейными, дружественными узами. В РФ, помимо этого, работают миллионы украинских граждан. Они первыми ощутили неприятные последствия действий украинского правительства. Потом аукнулось россиянам, кто привык ездить на Украину к друзьям и кому нужно похоронить в этой стране родственников.
В итоге ситуация сложилась непростая: Украина отняла возможность зарабатывать у собственных авиаперевозчиков, фактически "подарив" эти прибыли компаниям других стран. Подорожали билеты с учетом посадки в третьих странах - это тоже не популярное последствие ограничений. Получилось, что украинские санкцииударили больше по ней самой, принеся России гораздо меньшие неудобства", - заключает Алексей Синицкий....
Авторские права на данный материал принадлежат «Экономика сегодня». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции