Красная звезда
5 апреля 2019, 08:06
Новый "Ильюша-работяга" прибыл в войска
Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А, построенный в рамках выполнения Государственной программы вооружения на ульяновском заводе "Авиастар-СП", передан Министерству обороны
В торжественной церемонии по передаче Ил-76МД-90А с заводским номером "ноль один - ноль девять" приняли участие командующий военно-транспортной авиацией (ВТА) Воздушно-космических сил генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов, вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО "Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина" Алексей Рогозин, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.
На мероприятии также присутствовали личный состав военно-транспортного полка, размещенного на аэродроме совместного базирования Ульяновск-Восточный, представители центрального аппарата Минобороны, разработчиков и производителей самолета. В качестве почетных гостей были приглашены региональный отряд Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического движения "Юнармия" и кадеты Бряндинской средней школы.
На Ил-76МД-90А снижен удельный расход топлива на 12 процентов, а дальность полета увеличена на 18 процентов
В полной комплектации
В 2012-м Минобороны заключило контракт, согласно которому предприятие "Авиастар-СП" должно до 2020 года построить 39 самолетов Ил-76МД-90А для Вооруженных Сил России.
Необходимо отметить, что переданный заводской "ноль один - ноль девять" усовершенствован по сравнению с ранее поставленными воздушными судами установочной партии с учетом результатов их эксплуатации в Воздушно-космических силах и первого этапа совместных государственных испытаний. В ходе него в полной мере реализованы все требования военного ведомства по укомплектованности воздушного судна авиационными системами и оборудованием.
Новый тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А представляет собой глубокую модернизацию, выполненную на базе серийного Ил-76МД. Новинка предназначена для парашютного и посадочного десантирования, а также перевозки личного состава, вооружения, военной и специальной техники, различных грузов, в том числе в контейнерах или резервуарах.
Все работы по глубокой модернизации тяжелого военно-транспортного самолета от начала проектирования и до выпуска летного образца проводились в цифровой форме с применением современных компьютерных систем. Конструкторско-технологическая документация на изделие полностью переведена в электронный вид и запущена в серийное производство, использующее современные цифровые технологии.
Новая модификация имеет ряд усовершенствований, которые так или иначе взаимосвязаны и нацелены на расширение летно-технических характеристик по сравнению с базовым Ил-76. Прежде всего, взамен двигателей Д-30КП2 машину оснастили четырьмя двигателями нового поколения ПС-90А-76 с повышенной степенью двухконтурности и увеличенной взлетной тягой. При этом новые моторы имеют более низкий уровень шума. За счет такой ремоторизации Ил-76МД-90А соответствуют нормам по уровню шума на местности, определяемым требованиями Главы 4 Приложения 16 стандарта Международной организации гражданской авиации (ИКАО), а также по эмиссии вредных веществ в атмосферу.
Значительно расширила эксплуатационные возможности самолета установка модифицированного крыла, состоящего из длинномерных панелей. Выполненное конструктивное улучшение позволило увеличить объем топливных баков. В совокупности с более экономичными двигателями это обеспечило новой машине более высокую топливную эффективность. Существенно увеличена дальность полета по сравнению с Ил-76.
Двигатели с более высокой мощностью позволили увеличить и грузоподъемность машины. В связи с этим усилили шасси. Новое воздушное судно имеет максимальную взлетную массу 210 тонн, а ее максимальная грузоподъемность - 60 тонн. При этом самолет может выполнять взлет и совершать посадку на грунтовых и бетонных аэродромах с высотой до 3000 м над уровнем моря.
- Мы выполняли полет на дальность в 5000 километров с максимальной десантной или транспортной нагрузкой 52 тонны. Проверяли заявленные характеристики на скороподъемность и дальность полета самолета. Все характеристики подтвердились, даже с некоторым избытком, - рассказал летчик-испытатель летно-испытательного комплекса "Авиастар-СП" Олег Ганович.
Все предложения учтены
Конструкторы уделили особое внимание и начинке военного транспортника. Полностью модернизированы кабина экипажа и комплекс оборудования. На самолете применено современное цифровое пилотажно-навигационное оборудование. На приборной панели летчиков расположены шесть цифровых многофункциональных индикаторов (МФИ), которые обеспечивают необходимую для управления самолетом индикацию параметров авиационных систем, пилотажных, навигационных параметров и системы автоматического управления САУ-76. На пяти из них летчики могут устанавливать необходимую страницу информации. Имеется МФИ и на рабочем месте штурмана, на котором обеспечивается отображение навигационной информации. Кроме того, на машине установлено и другое современное оборудование, которое увеличивает точность самолетовождения и десантирования.
Таким образом, на воздушном судне в полной мере реализована так называемая стеклянная кабина. Она позволяет снизить нагрузку на экипаж и повысить безопасность полетов.
Самолет не имеет кормовой установки с двумя пушками ГШ-23, но зато имеет оборонительный комплекс радиоэлектронной борьбы семейства "Витебск", который обеспечивает защиту от управляемых ракет с головками самонаведения, работающими в инфракрасном или радиолокационном диапазоне.
Ил-76МД-90А оборудован и современным комплексом средств объективного контроля. Помимо бортовой системы регистрации режимов полета, предназначенной для записи основных параметров полета, работы силовых установок, систем и оборудования, а также трехкомпонентного самописца - для регистрации в полете высоты, приборной скорости, перегрузки и речевого самописца, для записи переговоров в кабине экипажа, самолет оборудован средством видеоконтроля, устанавливаемым в кабине экипажа. Видеозапись позволяет при необходимости визуально ознакомиться с действиями экипажа при работе с арматурой кабины, распределением внимания в кабине и закабинном пространстве при выполнении полетного задания на всех его этапах.
Стоит особо отметить, что при создании новой модификации воздушного судна конструкторы весьма внимательно отнеслись к пожеланиям и предложениям экипажей военно-транспортной авиации, которые освоили первые три машины из опытной партии. Она была поставлена в Ивановский авиацентр ВТА. Здесь прошел переучивание на новый тип авиационной техники и экипаж самолета из авиационного полка ВТА, базирующегося на аэродроме Ульяновск-Восточный.
- Все наши предложения в этой машине полностью учтены, в том числе и по эргономике, - отметил командир корабля капитан Николай Кораблев. - Общее впечатление - положительное и радостное. Это перспективная техника, работающая с использованием цифровых технологий, за ней будущее.
В целом самолет состоялся, а в реализации проекта так называемый центр тяжести смещается из опытно-конструкторской работы в полномасштабное серийное производство. В настоящее время Ил-76МД-90А проходит второй этап совместных государственных испытаний. Как пояснил командующий ВТА генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов, нет каких-либо факторов, которые ставили бы под сомнение успешное завершение этих испытаний в ближайшем будущем.
- Самолет эффективен, востребован, ожидаем. Это первый серийный самолет, который мы получаем в местный полк, созданный специально под эту авиационную технику. Сегодняшнее событие - это поистине историческое событие, которого ждали наша страна, Вооруженные Силы, военно-транспортная авиация, - заявил командующий ВТА.
Как рассказал генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов, на базовом аэродроме авиачасти на новой машине будут выполнены плановые полеты с общим налетом 50 часов. После этого она в полной мере станет использоваться для выполнения транспортных задач по перевозке личного состава и грузов.
На "ручном управлении"
Однако положение дел с серийным производством самолета далеко не идеальное. В конце марта завод посетил вице-премьер Юрий Борисов, курирующий оборонно-промышленный комплекс. Он констатировал, что предприятие сорвало выполнение гособоронзаказа 2018 года, три машины, которые должны были выйти в рамках выполнения контракта по Ил-76МД-90А, идут с опозданием примерно на три-четыре месяца. По его оценке, сложившаяся ситуация пока не критична, но на заводе будет введено "ручное управление", так как "другого выхода сейчас нет". Для этого будет создана специальная комиссия Минпромторга и Минобороны.
- Это означает, что практически ежемесячно два замминистра будут проводить совместные совещания, собирать всю кооперацию и отслеживать ход подготовки, производства и завершения всех НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) по этому направлению, - заявил Юрий Борисов. - Перед заводом поставлена задача в этом году выпустить не менее шести самолетов, в следующем выйти на объем не менее семи самолетов, а начиная с 2021 года есть возможности делать гарантированные 10-12 самолетов.
Вице-премьер отметил, что хороший экспортный потенциал Ил-76МД-90А не реализован "из-за узости производственных возможностей". С целью устранения имеющихся препон для ритмичного серийного выпуска нового изделия на "Авиастар-СП" реализуется программа модернизации производственных мощностей. На заводе обновлено производство гальваники, заготовительное, механообрабатывающее. Идет обновление его инфраструктуры и станочного парка.
- Уже приобретено и смонтировано более сотни единиц высокоточного высокопроизводительного оборудования. Приобретено более тысячи наименований технологического оборудования на сумму свыше 5 млрд рублей, - заявил на днях директор по производству "Авиастар-СП" Сергей Платонов.
В июне планируется закончить реконструкцию корпуса производства окончательной сборки и введение в действие поточной линии сборки. Она будет оснащена 10 станциями и 27 единицами высокоточного оборудования, что позволит нарастить мощности завода. "Поточная линия сборки проектировалась под максимальную мощность 18 самолетов в год при двусменном режиме работы", - уточнил директор по производству.
По мнению экспертов, после увеличения производственных мощностей завод сможет в полной мере обеспечить вывод новой модификации Ил-76 на мировой авиарынок.
У нас сегодня есть несколько переговорных процессов с иностранными заказчиками. Не хотел бы называть конкретные страны, но уверен, что в ближайшее время, может быть в этом году, мы выйдем на подписание конкретных контрактов, - заявил Алексей Рогозин на церемонии передачи первого серийного Ил-76МД-90А....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
