Труд
19 апреля 2019, 08:07
НЛО над головами
Толкущаяся в воздухе армада разнообразнейших летательных аппаратов все чаще эта выписывает кренделя над головами без всякого учета и контроля
В 2003-м глава Росавиации Александр Нерадько с гордостью демонстрировал журналистам только что созданный Ситуационный центр, энергичные гиды рассказывали о важном шаге на пути к безопасности полетов. Отныне экипажи, попавшие в непредвиденные ситуации, могли рассчитывать на полноценную поддержку с земли. Спутниковая система связи постоянно передавала данные о скорости, высоте и наличии топлива, сообщала о неполадках на борту. Тут-то подключаются опытные консультанты из Центра. А если случилось ЧП с вынужденной посадкой, на помощь вылетает спасательный отряд...
Но не прошло и пары лет, как Центр бесследно исчез из дома на Ленинградском проспекте вместе с дорогостоящей техникой, а его руководителями занялись правоохранительные органы. И вот сегодня идею, уже тогда получившую высокую оценку экспертов, приходится реанимировать. Зачем?
21 марта 2007 года. Катастрофа Ми-8 в Республике Коми. Экипаж после падения оставался жив, но помощи не дождался. Люди погибли от переохлаждения. 9 января 2009-го. Катастрофа вертолета Ми-171 авиакомпании "Газпром авиа" в Горно-Алтайском крае. Погибли семеро. Большая спасательная группировка обнаружила вертолет только через двое суток. 19 декабря 2009-го. Катастрофа вертолета Ми-171 авиакомпании "Газпром авиа" у аэродрома Воркуты. На борту находились три члена экипажа и 22 пассажира.
10 октября 2014-го. Катастрофа Ми-8Т авиакомпании "Тува Авиа". Погибли 14 человек. Только год спустя случайно обнаружили с воздуха останки погибших. 26 октября 2017-го. Катастрофа Ми-8 авиакомпании "Конверс Авиа" в Норвегии. Погибли восемь человек - экипаж и ученые. Если бы на вертолете была спутниковая система контроля, норвежские спасатели, возможно, успели бы помочь...
Глава Международного агентства "Безопасность полетов" Валерий Шелковников уверен, что внедрение спутниковых средств наблюдения и передачи данных о состоянии воздушных судов спасло бы многие жизни. Но на пороге новая серьезная проблема: беспилотники - высокотехнологичная и самая динамичная сфера гражданской авиации. Формально у нас существуют Федеральная система разведки и контроля воздушного пространства и так называемая Единая система управления воздушным движением. Но фактически Центры ОВД за перемещениями объектов на малых высотах сегодня наблюдать просто не в состоянии. А между тем уже сегодня производители поставляют для разных нужд - от геологоразведки и контроля за экологией до развлечений - более 5 тысяч отечественных промышленных беспилотных авиационных систем. Добавьте 30 тысяч "иномарок", доступных нашим клиентам. И как обнаружить эту армаду, если она летает без средств опознавания - трекеров?
Прошлым летом были отправлены письма министру транспорта РФ, начальнику Генштаба, руководителю Роскосмоса. Минобороны хотя бы согласилось с необходимостью выработки правил, а Минтранс и Роскосмос отмолчались. В планах транспортного ведомства разработка законодательных актов, правил полетов, регламентов и стандартов отнесена аж до 2027 года. Но проблема-то уже сегодня стоит достаточно остро!
"Даже если представители этих ведомств сядут за стол переговоров, вопрос не решится", - говорит корреспонденту "Труда" Юрий ФИНК, гендиректор компании Fink Electric, занимающейся созданием средств контроля безопасности полетов и движения железнодорожного транспорта. В его офисе воссоздана практически копия того самого Ситуационного центра, так бесславно пропавшего с радаров. Сам видел здесь аппаратуру отечественного производства, документы с рекомендациями за подписями авторитетных руководителей авиационных ОКБ, ученых, государственных деятелей. Но Юрий Михайлович сетует: заниматься масштабным производством и внедрением систем безопасности сложно. Чиновники хотят получить немедленную финансовую отдачу, а это невозможно.
А вот с железнодорожным транспортом разработчикам систем безопасности повезло. Представьте громадный экран с картой страны, где отражается система контроля за всеми находящимися в движении поездами - вплоть до состояния буксовых узлов каждого вагона от Калининграда до Владивостока. Оператору на карте достаточно с помощью курсора выбрать объект, чтобы с благодаря системе ГЛОНАСС определить причину неисправности и связаться с поездной бригадой. И это работает!
Чтобы обеспечить такой же контроль над низколетящими аппаратами, достаточно на них разместить трекеры и на правительственном уровне пересмотреть разрешенные мощности передающих устройств, работающих в системе Wi-Fi. Особенно это необходимо в горной местности, где затруднен поиск потерпевших бедствие.
"Руководство ОАО "РЖД" посчитало наши разработки приемлемыми и экономически целесообразными, - заключает Финк. - Нашлись средства, организовали обучение специалистов..."
Кстати, в гражданской авиации таких специалистов пруд пруди. Каждый год сотни опытнейших пилотов списывают на землю по здоровью или возрасту, многие вынуждены уходить в вахтеры и охранники. Кому, как не им, людям профессиональным и дисциплинированным, доверить работу консультантов в таком Ситуационном центре?
P.S. Еще в 1999-м компания Юрия Финка оборудовала первый самолет - борт тогдашнего главы МВД Владимира Рушайло - станцией спутниковой связи. Системы эти вызывают интерес и у зарубежных специалистов. Ситуационный центр посещала Джанет Наполитано, министр национальной безопасности США. Затем последовали контракты с NASA по обеспечению трансляций и передачи телеметрии с места посадки спускаемых аппаратов. Системы безопасности были установлены на борта МЧС, в том числе и на Ми-8 и самолет Як-42, на которых летал Сергей Шойгу. Связью были оборудованы около 100 самолетов, их координаты и другие полетные данные постоянно поступали на серверы в Ситуационном центре... Не пора ли вернуться к хорошо забытому старому?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции