Regnum
23 апреля 2019, 19:59
Новое сдерживание: Россия развернет в Армении истребители Су-30СМ
На российской 3624-й авиабазе в Эребуни скоро начнутся масштабные изменения
Почему Су-30СМ?
Российская в авиабаза в Эребуни с 1998 года вооружена легкими истребителями МиГ-29. На определенном этапе это было оправдано - легкие машины требовали меньше средств на эксплуатацию, а большой боевой радиус был не слишком актуален для небольшой территории Армении. В дальнейшем машины проходили ремонт с незначительной модернизацией. Тем не менее, МиГ-29 в последнее десятилетие серьезно устарел - его бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) практически не позволяет применять оружие "воздух-поверхность", а также современные ракеты "воздух-воздух". Ресурс этих машин тоже далеко не бесконечен, особенно учитывая достаточно высокую интенсивность полетов в Армении - даже модернизация до уровня МиГ-29СМТ станет временным выходом из ситуации.
На этом фоне единственным верным решением стала замена устаревших машин на новые истребители поколения 4+ Су-30СМ. Эти тяжелые машины, по мнению некоторых специалистов, обладают слишком большим боевым радиусом для условий Армении и дороги в эксплуатации. Однако на сегодняшний день в России практически отсутствует адекватное предложение в категории легких истребителей - МиГ-35 (развитие платформы МиГ-29) является пока очень спорным проектом. В то же время, Су-30СМ (в том числе в экспортной модификации Су-30МКИ и др.) выпускался и выпускается огромными сериями и давно себя зарекомендовал с лучшей стороны. Машина уже лишена "детских болезней", а за счет крупносерийного производства заметно снизилась и стоимость самолетов. Немаловажен и накопленный опыт сервисного обслуживания и боевого применения в Сирии. Отмечу, что о целесообразности поставок С-30СМ или Су-35С на авиабазу Эребуни я писал еще в 2013 году.
Отдельно надо отметить высокие возможности Су-30СМ по борьбе с сухопутными целями. Широкая номенклатура управляемого вооружения "воздух-поверхность" позволяет с высокой точностью поражать цели противника на дистанциях до 285 км (для ракеты Х-59МК2), а также эффективно участвовать в подавлении противовоздушной обороны (ПВО) противника, применяя противорадиолокационные ракеты Х-31ПД и Х-58Э (летят на излучение радиолокаторов противника с максимальной дистанции 250 и 200 км соответственно). Возможности БРЭО самолета и используемое вооружение класса "воздух-воздух", например, ракета средней дальности Р-77 (максимальная дальность пуска до 100-110 км) позволяют бороться некоторое время (до похода основных сил) с превосходящими по численности не самыми современными модификациями истребителей F-16, имеющихся у Турции (до 200 единиц) и азербайджанскими МиГ-29.
Путь к объединенной авиагруппе Армении и России
Интересно, что первые Су-30СМ, вероятнее всего, поступят на вооружение Военно-воздушных сил (ВВС) Армении, а не на баланс российской авиабазы. Мы первыми сообщали о близости подписания контракта на поставку этих машин еще в июне 2018 года, а в январе 2019 года стало известно о подписании твердого контракта.
Поставка первых четырех машин ожидается в конце 2019, или начале 2020 года. В результате дальнейших поставок количество самолетов будет увеличено до 12 единиц. Помимо этого, как мы выше отметили, еще 18 истребителей этого типа получат российские военные. Вполне очевидно, что армянские Су-30СМ также будут располагаться на авиабазе Эребуни (сегодня там базируется часть армянских вертолетов Ми-24 и Ми-8), как и российские машины того же типа. В этом кроется очевидное преимущество - единый подход и набор специалистов для сервисного обслуживания машин, унифицированная инфраструктура, запасы запчастей и вооружение и т.п. Стоимость и эффективность эксплуатации машин в таком случае окажутся оптимальными.
Что касается Армении, то она получит еще одно преимущество - азербайджанские военные никогда не будут знать какая конкретно машина на авиабазе принадлежит армянским или российским вооруженным силам (ВС). Соответственно, даже имея возможность высокоточного поражения какого-либо конкретного ангара на авиабазе, сделать это будет практически невозможно - прямая агрессия против российских военных редко приводит к чему-то хорошему. Это значит, что такая объединенная авиагруппа (пусть даже пока без соглашения, наподобие Объединенной армяно-российской группировки войск) станет дополнительным фактором сдерживания от развязывания со стороны Баку агрессии против Нагорно-Карабахской Республики (НКР) и Армении.
Более того, при сохранении нынешних темпов перевооружения ВС Армении, через 2-2,5 года азербайджанская сторона на переговорах в рамках урегулирования Азербайджано-Карабахского конфликта полностью потеряет свой извечный тезис о возможном военном решении (в том случае, если Армения не пойдет на уступки). Военное решение станет невозможным вследствие перенасыщения ВС обеих стран большим количеством современного дальнобойного и высокоточного оружия, способного оставить гипотетическую полномасштабную войну без настоящих победителей (обе стороны потеряют всю ключевую гражданскую и военную инфраструктуру, опустившись до уровня "несостоявшихся государств"). Уже даже на сегодняшний день ситуация близка к вышеуказанному раскладу. Итогом активного перевооружения ВС Армении и Армии обороны НКР станет укрепление статуса-кво и возможность для Еревана и Степанакерта ужесточить свою переговорную позицию.
Перспективы дальнейшей модернизации российских войск в Армении
Не секрет, что российская группировка войск в Армении представлена 102-й военной базой, расположенной в Гюмри. В последние годы база периодически получает новое вооружение, к примеру, беспилотники "Орлан-10", системы радиоэлектронной борьбы "Инфауна", реактивные системы залпового огня "Смерч" и др. Однако темпы перевооружения в целом здесь заметно ниже, чем у войск на территории России. Во многом это связано с объективными логистическими причинами - снабжать базу вооружением приходится воздушным транспортом. Та же транспортировка танков Т-72Б, боевых машин пехоты БМП-2 и другой бронетехники до предприятий, занимающихся их модернизацией - крайне дорогой и долгий процесс. В этом смысле логичной выглядит модернизация техники на территории Армении на совместных предприятиях, к примеру, на базе Чаренцаванского станкостроительного завода (освоен капитальный ремонт бронетехники и производство части деталей). С 2016 года было множество официальных заявлений о подобной работе с "Уралвагонзаводом", однако пока переговоры к видимым результатам не привели. В целом, такое предприятие нужно как Армении, так и России, так как у Еревана и Степанакерта также имеются сотни единиц не модернизированной советской бронетехники.
Другим интересным и необходимым шагом является обновление системы ПВО 102-й базы. Здесь определенную лепту внесут и поставки истребителей Су-30СМ, однако сухопутное звено также в ближайшем будущем требуется обновить. Актуальным было бы развертывание дивизиона зенитных ракетных комплексов (ЗРК) большого радиуса действия С-400 или С-300В4, некоторого количества ЗРК малого радиуса действия "Тор-М2" и, возможно, замена имеющихся ЗРК среднего радиуса действия "Бук-М1−2" на "Бук-М2" или "Бук-М3"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Regnum». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции