О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

100-летие ЦАГИ в истории: гидроканал и гидродинамическая лаборатория

Самолеты-амфибии, гидросамолеты, скоростные суда, экранопланы, образцы морских вооружений - все эти объекты проходят обязательные испытания в гидроканале Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского

Самолеты-амфибии, гидросамолеты, скоростные суда, экранопланы, образцы морских вооружений - все эти объекты проходят обязательные испытания в гидроканале Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"). Одна из главных исследовательских лабораторий института, созданная 30 апреля 1930 года, находится на передовом рубеже науки без малого 90 лет.

Гидроканал стал одной из первых крупных экспериментальных установок ЦАГИ. 24 июня 1925 года Президиум Госплана одобрил проект гидродинамической лаборатории с собственным зданием и гидроканалом длиной 200 м. Проектирование и строительство опытового бассейна происходило в очень сжатые сроки. Еще до решения о создании новой лаборатории под руководством А.Н. Туполева была разработана необходимая документация, поэтому летом того же года были проведены все земляные работы, уложено бетонное основание, возведены перекрытия здания. В январе 1927 года гидроканал, за исключением доков, наполнился водой. Далее шла укладка рельсового пути, строительство буксировочной тележки и монтаж силового и измерительного оборудования. Через несколько недель после открытия нового объекта экспериментальной базы здесь начались систематические исследования, объем и содержание которых быстро возрастали.

С тех пор эксперты института участвовали в проектах самой разнообразной направленности, в том числе - в создании самого эффективного противопожарного самолета в мире - многоцелевой амфибии Бе-200. А также его важнейших частей - системы забора воды и системы сброса воды над очагами возгораний. Летательный аппарат демонстрирует высокие показатели эффективности и пользуется спросом как в России, так и за рубежом.

Другим важным практическим результатом гидродинамиков ЦАГИ стала разработка автоматически управляемых гидродинамических интерцепторов для скоростных глиссирующих судов. Они не имеют аналогов и используются на современных отечественных аппаратах. В результате их применения снизилось общее сопротивление судна, килевая качка уменьшилась в 1,5-2, а бортовая - в 6-8 раз.

Кроме того, ученые института проводят исследования для разработки ракет-торпед нового поколения, существенно превосходящих предыдущие образцы по всем основным тактико-техническим показателям. Гидродинамики ЦАГИ разработали передовые методы стабилизации траектории ракет при движении под водой. В настоящее время гидродинамическая лаборатория проводит исследования новейших образцов современной техники.

Несмотря на свой солидный возраст, гидроканал остается главным элементом экспериментальной базы ЦАГИ для исследования гидродинамических характеристик моделей при их движении над водой, по поверхности воды и под водой. Заложенные почти 90 лет назад удачные технические решения до сих пор позволяют ему находиться на мировом уровне.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" создан в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).
...
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка