Страна.Ру
19 августа 2003, 20:24
Российские амбиции в покорении мирового рынка авиатехники
Недавно Владимир Путин и сам приложил руку к повышению эффективности экспорта российских авиации. Не без его непосредственного участия был заключен контракт на поставку 18 истребителей Су-30 МКМ в Малайзию на сумму в $ 900 мил. Идет проработка контракта на поставку истребителей Су-27 СК в Индонезию. Видимо, не в последнюю очередь по этой причине, первым делом глава российского государства направился осматривать выставленные на летном поле самолеты этой фирмы.
АВПК "Сухой" занимает лидирующее место по экспортным поставкам. Ежегодная прибыль фирмы - $ 1,6 млрд. Это - третья часть всех экспортных поставок российского оружия и боевой техники в 2002 году ($ 4,8 млрд.). За семь лет существования авиационно-промышленного комплекса заключено экспортных контрактов на поставку боевых самолетов марки "Су" и производство их по лицензиям за рубежом на общую сумму свыше $ 12 млрд. Общее количество проданных машин превысило 160 экземпляров. Еще 250 самолетов "Сухого" будут произведены за границей в ближайшие годы по лицензии и при техническом содействии АВПК. Только в 2003 году АВПК "Сухой" заключил контрактов на $ 2 млрд. А в ближайшие 5 лет ожидает заключения новых экспортных контрактов на поставку 150 машин общей стоимостью в 8 млрд. долларов.
Однако речь сегодня идет не столько о росте финансовых показателей, сколько о необходимости интеграции российских предприятийавиапромышленности в единые холдинги. "Страна перенасыщена конструкторскими КБ, заводами изготовителями", - заявил на открытии авиасалона вице-премьер правительства, отвечающий за промышленность и технологии Борис Алешин. "Сегодня надо говорить о глобальной консолидации в рамках авиапрома, интеграции с иностранными производителями авиатехники и авиационного оборудования. Какая фирма или марка в результате подобных слияний останется? Не знаю. Но могу привести пример американской фирмы Говарда Хьюза - основателя авиапрома США. Сегодня она не существует, но что изменилось? Америка как производила прекрасную авиационную технику, так и производит. Ничего страшного не случится и с Россией", -- жестко закончил премьер.
Один из примеров подобного слияния на МАКСе демонстрировал АВПК "Сухой". Сегодня эта ведущая российская авиастроительная компания завершает формирование Авиационной холдинговой компании (АХК) "Сухой", который поможет централизовать и сконцентрировать ресурсы многих предприятий авиапромышленности, добиться резкого повышения производительности, качества труда, обеспечить максимальную загрузку производственных мощностей, внедрение на них новых суперсовременных технологий, в том числе и компьютерного моделирования. В рамках этой работы уже завершено акционирование Комсомольского-на-Амуре и Новосибирского авиационных производственных объединений. Сегодня они - открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в собственности государства. В конце мая 74,5 процента акций КнААПО и НАПО переданы в АВПК "Сухой". В уставном капитале холдинга будут так же находиться 14,7 процента акций корпорации "Иркут", 38 процентов акций ТАНТК имени Бериева и 50 процентов плюс одна акция ОКБ "Сухого". Как ожидается, годовой оборот вновь образованной структуры составит свыше $ 1 миллиарда.
Второй аспект, на котором было сконцентрировано внимание главы государства, - модернизация имеющейся у ВВС России авиационной техники. Актуальность этого вопроса продиктована желанием правительства России в 2 раза урезать расходы по гособоронзаказу на 2004 год и как следствие - отказ Минобороны от закупки современных авиационных комплексов. Выход из ситуации, по мнению замминистра обороны - начальника вооружений генерал-полковника Алексея Московского, в глубокой модернизации имеющейся техники. Меняя на старых машинах двигатели, авионику, системы вооружения, за сравнительно небольшие деньги можно добиться вполне впечатляющих успехов в повышении эффективности имеющейся авиатехники.
"Есть один тонкий нюанс, - считает президент НПЦ "Технокомплекс" - генеральный конструктор комплексов бортового оборудования Гиви Джанджгава, - если исполнять работу в интересах только одного самолета или вертолета, то толку не будет. Сегодня надо развивать межвидовое интегрирование авиационных систем. Причем устанавливать на имеющиеся машины блоки, переназначенные для перспективной авиатехники".
В итоге уже в этом году российские ВВС получат 5 первых Су-27СМ, модернизированных на базе "китайского" Су-30 МКК. Основной ударный вертолет Ми-24 получит возможность ведения ночного боя. Есть вариант модернизации основного армейского извозчика Ми-8, решается вопрос и с Ми-26. Все эти работы идут в рамках выполнения программы перевооружения российской армии в период на 2001 - 2005 годы. Вся эта техника поступает или уже реально эксплуатируется в войсках. НПЦ "Технокомплекс", хотя об этом прямо и не говорится, занят сегодня выполнением поставленной президентом задачи по модернизации стратегической авиации России.
Стратегические ракетоносцы Т-95 и Ту-160 должны уметь применять не только ядерные ракеты, но и обычные. Для решения этой задачи на самолетах, да и самих ракетах должны быть установлены принципиально новые системы наведения на цель, обеспечивающие точность ее поражения не "плюс - минус" километр, как в случае с ядерной боеголовкой, а "плюс - минус" сантиметр. Первые модернизированные под эти задачи самолеты уже в конце августа примут участие в учениях Тихоокеанского флота.
МАКС демонстрирует и перспективы будущего ВВС. У стенда АВПК "Сухой" Владимира Путина подробно проинформировали о ходе выполнения программы создания истребителя 5-го поколения. Эскизный проект истребителя будет готов к концу 2003 года. Срок первого полета новой "Сушки" -- 2006 год. Определена кооперация основных предприятий-партнеров "ОКБ Сухого", участвующих в создании перспективной машины. Это корпорации "Технокомплекс" и "Аэрокосмическое оборудование", разрабатывающие для нее бортовое радиоэлектронное оборудование. Двигателем самолета станет АЛ-41Ф разработки НПО "Сатурн" в сотрудничестве с вновь созданной корпорацией "Газотурбинные двигатели". Финансирование программы, ориентировочная стоимость которой определяется в $ 10-15 млрд, будет осуществляться как из бюджета Минобороны, так и из собственных средств АХК. Но не исключено, что впервые в истории в участии создания истребителя пятого поколения примут и иностранные инвесторы: Индия и Франция..
Переговоры по поводу возможного сотрудничества в этой области с французской фирмой Dassault были проведены на недавно закончившемся 45-м международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже, там же стороны подписали соответствующий протокол о намерениях и о создании рабочих групп, которые займутся согласованием проекта. Буквально через неделю на морском салоне в Санкт-Петербурге премьер-министр России Михаил Касьянов заявил, что договоренность об участии Франции в создании нового самолета уже достигнута. "Сотрудничество с иностранными фирмами неизбежна, - уверен основной разработчик бортового оборудования для истребителя 5-го поколения Гиви Джанджгава, - мы обязаны интегрироваться с принятой во всем мире системой стандартизации, подстраиваться под стандарты НАТО и т.д. Ведь, это не только расширяет возможности сбыта техники, но и повышает качество и технологический уровень собственного производства".
Еще одно нововведение МАКСа - экспозиция Космических войск. В рамках подобных экспозиций "космические" военные выставляются впервые. Тем не менее, по словам командующего КВ Анатолия Перминова, их экспозиция содержит не только образцы ракет-носителей, спутников, но и демонстрирует возможности космических войск по выводу на орбиту иностранных космических аппаратов и предоставлению потенциальным клиентам интересующей их информации полученной с помощью российской орбитальной спутниковой группировки. Дополнительно на стенде КВ идет реклама военно-учебных заведений этого рода Вооруженных сил. Как признался Перминов, таким образом они хотят привлечь молодежь к учебе в своих учебных заведениях.
Нынешний МАКС выгодно отличается от своих предшественников. Прежде всего, ориентацией российских производителей авиатехники на продвижение своей продукции на внешний рынок и интеграции в этом деле с иностранными предприятиями и фирмами. Как надеются эксперты, это должно позволить России занять новое, ранее недоступное положение на внешнем рынке. Важность этого не только в том, что кто-то заработает некие деньги, а в том, что благодаря этому Москва в очередной раз сможет подтвердить свое звание лидера мирового авиастроения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Страна.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 14, 2025
ОДК продемонстрирует на Dubai Airshow 2025 авиадвигатель ВК-650В и другие новинки
Ноябрь 13, 2025
Обзор тенденций аэропортовых паркингов на Parking Russia 2025
Ноябрь 14, 2025
На Иркутском авиазаводе введен в эксплуатацию новый корпус
Ноябрь 14, 2025
Рособоронэкспорт в ходе Dubai Airshow 2025 представит рекордное число натурных экспонатов за всю историю участия в зарубежных выставках