Военно-промышленный курьер
28 мая 2019, 08:36
Экраноплан Сикорского
Сто пять лет назад, 27 мая 1914 года поплавковый "Илья Муромец" впервые оторвался от воды, управляемый его создателем Игорем Сикорским и лейтенантом Георгием Лавровым, морским летчиком, другом конструктора по кадетскому корпусу
"Илья Муромец" - общее название нескольких серий четырехмоторных тяжелых бипланов, строившихся в России на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1914-1919 годов. На этих самолетах был установлен ряд рекордов, они принимали участие в Первой мировой. "Руссо-Балт" поставил в армию 60 штук, 23 декабря 1914-го из них была создана эскадра бомбардировщиков или ЭВК (эскадра воздушных кораблей) - первое в мире соединение бомбардировочной авиации. Разработчиком самолетов был Сикорский.
Еще до начала войны проектировались варианты и боевых, и гражданских самолетов "Илья Муромец". Предполагалось приспособить машину для универсального использования, например как гидроплан. Для этой цели взяли "Илью Муромца", произведенного вторым под номером С-10. Навесили более мощные моторы - два "Аргуса" по 115 лошадиных сил и два "Сальмсона" по 200 лошадиных сил, а самолет поставили на поплавки. Испытания в Либаве оказались успешными. В дальнейшем планировали вооружить самолет специально разработанной торпедной установкой. Так что "Илья Муромец" стал прообразом морского торпедоносца.
Но карьера первого и единственного флотского гиганта оказалась очень короткой. 16 июля гидросамолет, которым командовал лейтенант Лавров, летел из Либавы к месту постоянного базирования - на остров Эзель. Немного недотянул, из-за неисправности вынужденно совершил посадку в бухте Карал. Была выслана помощь. Последняя запись о гидросамолете датируется 21 июля. Цитирую вахтенный журнал 2-й морской станции в Кильконде: "Аппарат "Илья Муромец" под командою лейтенанта Лаврова, руля по воде из бухты Карал, испугавшись неприятеля, так как уйти за неисправностью моторов не мог, открыли баки с бензином, подожгли, а поплавки изрубили. Люди вернулись на рыбацкой шлюпке. К сожалению, корабли оказались своими".
Через неделю началась Первая мировая, но как бы там ни было, самолет потеряли в результате неразберихи и паники. Его печальная участь - основная причина того, что доделка проекта прекратилась. К тому же с началом войны все силы были брошены на строительство сухопутных бомбардировщиков "Илья Муромец". А в 1918-м Сикорский покинул Россию и в эмиграции весь свой талант авиаконструктора отдал США. Лейтенант Лавров трагически погиб со своим экипажем 25 мая 1917 года в авиакатастрофе, произошедшей в результате преднамеренного саботажа солдат ЭВК. Такие были времена.
Но идея тяжелого гидросамолета не погибла. Ее воплотили в жизнь уже советские конструкторы в проектах экранопланов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции