Газета
21 августа 2003, 13:30
Российские истребители переходят под госконтроль
Слияние "Иркута" и ОАО "ОКБ им. Яковлева" - это первое дружественное объединение в авиакосмической отрасли России. "Мы объединяемся на уровне частных компаний и делаем общий холдинг", - заявил гендиректор ОКБ им. Яковлева Олег Демченко. Рабочее название новой компании - "Иркут-Як". В ближайшее время оба предприятия проведут оценку активов, и в течение полутора лет предполагается завершить переход на единую акцию. По мнению участников слияния, только путем объединения двух предприятий можно реализовывать проекты по разработке нового регионального самолета, совместный проект учебно-тренировочного штурмовика Як-130, а также разработку и производство беспилотных летательных аппаратов.
Между тем, как заявил ГАЗЕТЕ руководитель Центра анализа стратегии и технологий Руслан Пухов, "объединение в действительности является поглощением иркутской компанией своего московского партнера". Более того, "Иркут" - один из четырех крупнейших российских производителей военной техники, выручка которого превышает 0,5 млрд. долларов в год. Поэтому на самом деле "Иркут" приобрел себе разработчика авиатехники, замкнув в своем холдинге полный производственный цикл - от эскизного проектирования до выпуска самолета. Отчасти это признает и гендиректор ОКБ Яковлева, заявивший, что главой холдинга станет президент "Иркута" Алексей Федоров.
По словам заместителя главы Росавиакосмоса Станислава Рынкевича, еще до утверждения правительством программы слияния компаний ВПК были выработаны принципы объединения, среди которых концентрация предприятий и совместная работа над крупными проектами. "В данном случае все было соблюдено", - говорит представитель Росавиакосмоса.
Между тем на включение "Иркута" в свой холдинг претендует "Сухой". У иркутской компании сильны позиции по экспорту истребителей в Индию и Малайзию. Объем экспортных контрактов "Иркута" составил в прошлом году 562 млн. долларов, предприятие получило твердые заказы на сумму около 5 млрд. долларов.
Формально "Иркут" входит в АВПК "Сухой". Однако контроля над ним у "Сухого" нет (ему принадлежит 14,7% акций "Иркута"). Если образуется единый холдинг, государство как главный акционер "Сухого" получит контроль над всем экспортом российских истребителей, объем которого только в прошлом году составил более 2,2 млрд. долларов. По словам собеседника ГАЗЕТЫ в Росавиакосмосе, до сих пор прорабатывается вариант передачи контрольного пакета акций "Иркута" государству. Кроме того, это вписывается в планы государства по созданию единой авиастроительной корпорации, а окончательное формирование холдинга "Сухой" должно завершиться до конца 2003 года. Пока ни в "Иркуте", ни в "Сухом" не говорят о возможности объединения. Однако в ближайшее время компании собираются подписать крупное соглашение по работам над истребителем Су-30МКИ, который является основным совместным проектом и главным источником доходов обоих предприятий....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 14, 2025
ОДК продемонстрирует на Dubai Airshow 2025 авиадвигатель ВК-650В и другие новинки
Ноябрь 13, 2025
Обзор тенденций аэропортовых паркингов на Parking Russia 2025
Ноябрь 17, 2025
Авиакомпания "Азимут" перенесла на 2026г ввод в эксплуатацию ангара в Ростовской области
Ноябрь 17, 2025
ОАК: на Як-130М установлены новейший малоразмерный локатор и прицельные системы
