RBC Daily
22 августа 2003, 15:24
"Туполев" не отдаст региональный самолет американцам
На проходящем в Жуковском Международном авиакосмическом салоне Финансовая лизинговая компания (ФЛК) официально подтвердила свое участие в программе строительства семейства региональных самолетов (Russian Regional Jet - RRJ), которую осуществляет АВПК "Сухой". В скором времени, как заявил гендиректор ФЛК Евгений Зарицкий, компания подпишет опцион с АВПК "Сухой" на покупку самолетов. Государство уже пообещало выделить из бюджета 120 млн долларов на финансирование программы RRJ, теперь и лизинговые контракты на новые лайнеры "Сухого" будут заключаться на государственные деньги (58% акций ФЛК принадлежит Правительству РФ). Правда, у проекта RRJ есть конкурент - семейство самолетов Ту-324, в разработку которых уже вложено свыше 100 млн долларов. Сейчас "туполевский" проект заморожен - на прошедшем в начале года конкурсе по созданию региональных самолетов предпочтение было отдано проекту "Сухого". Между тем, по мнению ряда экспертов, проект "Туполева" был предпочтительнее и с технической, и с экономической точки зрения. Как рассказывают сами участники тендера, чиновники объясняли свой выбор наличием у "Сухого" богатого партнера в лице Boeing, который обещал частично профинансировать строительство. Правда, никаких субсидий "суховцы" так и не дождались - американцы ограничились обещаниями помочь получить международную лицензию на самолет. Позаботиться о строительстве и продаже RRJ снова придется государству.
Семейство региональных самолетов, разработку которых осуществляет компания "Гражданские самолеты Сухого" (дочерняя компания АВПК "Сухой") совместно с "АМ им С. В. Ильюшина", ОКБ им. Яковлева и корпорацией Boeing, включает в себя шесть типов самолетов с различной дальностью полетов и вместимостью от 60 до 95 мест. В рамках проекта создания магистрально-региональных самолетов планируется разработать три модификации самолета класса RRJ на базе одной силовой установки вместимостью 55, 75 и 95 мест. Именно такие типы самолетов, по мнению экспертов, наиболее востребованы сейчас в России. Реализовывать свой проект "Сухой" начал в начале этого года, после того как его проект был признан лучшим в тендере, который проводило государство. Сам факт проведения подобного конкурса стал полной неожиданностью для российских авиастроителей, ведь в федеральной целевой программе развития гражданской авиации тендер на разработку новых региональных самолетов планировалось организовать только в 2006 году. Однако не только дата, но и результат конкурса удивил многих: и по стоимости реализации, и по технико-экономическим характеристикам проект "Туполева" был предпочтительнее RRJ.
В результаты победы "Сухого" проект "Туполева" был на время заморожен, и вся государственная финансовая поддержка сосредоточилась на RRJ. Однако вчера на проходящем в Жуковском международном авиасалоне представители "Туполева" заявили, что их самолет Ту-324 и его модификации (в семейство Ту-324 входят три самолета: Ту-324 (50 мест), Ту-414 (70 мест) и Ту-334 - 102 места) претендуют на роль главных региональных самолетов России. Рыночная стоимость Ту-324, по словам советника правительства Татарстана по вопросам авиации оборонной промышленности и машиностроения Назира Киреева, будет на 40% меньше стоимости подобных самолетов иностранного производства. Ориентировочно она составит 10-12 млн долларов. Планируется, что Ту-324 будет сертифицирован в 2005-2006 году. На данный момент самолет Ту-334 уже проходит летные испытания, и планируется, что в конце 2003 года он получит летный сертификат, тогда как проект "Сухого" находится еще только в стадии эскизных разработок.
Еще одно преимущество, которое, по мнению представителей "Туполева", дает ему право надеяться завоевать рынок региональных самолетов, - это изначальная специализация компании на выпуске именно гражданской авиатехники, тогда как АВПК "Сухой" до недавнего времени была известна своими боевыми машинами. "Это совершенно разные подходы к проектированию - военные и гражданские самолеты, - сказал RBC daily представитель ОАО "Туполев". - Военные бомбардировщики разрабатываются с такой степенью надежности, которая позволит им отлетать несколько десятков полетов, тогда как гражданская техника должна служить годами". Победу же в государственном тендере конкурента представители "Туполева" объясняют фактом сотрудничества "Сухого" с корпорацией Boeing, которая на этапе конкурсного отбора якобы пообещала частично профинансировать проект RRG. Однако на этапе реализации выяснилось, что компания Boeing будет лишь принимать участие в маркетинге, продажах и сертификации семейства самолетов по международным стандартам. "Стратегическая задача нашей компании - не ориентироваться исключительно на российский рынок, емкость которого недостаточна для того, чтобы, опираясь только на его потребности, осуществлять глобальные программы развития авиационной техники, - заявил на МАКСе генеральный директор АВПК "Сухой" Михаил Погосян. - Сертификация нового продукта будет идти и по российским, и по международным стандартам одновременно. Чтобы эту сертификацию обеспечить, мы подключаем партнеров, таких как Boeing. Детализация нашего сотрудничества будет происходить в рамках дальнейшего осуществления проекта".
Сейчас разработка "Сухого" находится в стадии эскизного проекта, который, по словам Михаила Погосяна, должен быть завершен до конца года. Правда, когда начнется следующая стадия, неизвестно: представители "Сухого" говорят, что и не подумают строить ни одного самолета, пока компания не будет обеспечена реальными заказами. "Следующий этап реализации этого проекта - это получение твердых заказов от авиакомпаний. Мы не приступим к полномасштабной постройке опытных образцов этих самолетов без наличия твердых заказов", - заявил г-н Погосян. Помочь "Сухому" в продвижении самолетов на мировой рынок и получении заказов должна и корпорация Boeing. Правда, как отмечают представители "проигравшей" стороны - ОАО "Туполев", - не совсем понятно, зачем американской корпорации нужно участие в совместном с АВПК "Сухой" проекте, - ведь у корпорации Boeing есть две своих компании, которые строят самолеты такого же класса. Реальную же финансовую поддержку проект RRG пока получает только от государства, которое, помимо помощи в строительстве, собирается гарантировать "Сухому" сбыт новых самолетов через свою Финансовую лизинговую компанию....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 14, 2025
ОДК продемонстрирует на Dubai Airshow 2025 авиадвигатель ВК-650В и другие новинки
Ноябрь 13, 2025
Обзор тенденций аэропортовых паркингов на Parking Russia 2025
Ноябрь 17, 2025
Санитарная авиация Марий Эл выполнила годовой план
Ноябрь 17, 2025
Emirates заказывает еще 65 самолетов Boeing 777-9
