Известия
26 июня 2019, 07:28
Пересадка по требованию: кто заработает на запрете полетов в Грузию
Россияне не хотят лететь в Грузию с пересадками. После отмены прямого авиасообщения количество запросов на эти направления на сайтах агрегаторов упало в четыре раза, а треть туристов, купивших билеты, намерены вернуть деньги
Россияне не хотят лететь в Грузию с пересадками. После отмены прямого авиасообщения количество запросов на эти направления на сайтах агрегаторов упало в четыре раза, а треть туристов, купивших билеты, намерены вернуть деньги. Об этом "Известиям" рассказали представители сервисов бронирования. С 8 июля улететь в Грузию можно будет только стыковочными рейсами - например, через Стамбул, Баку, Ереван или Минск. Авиакомпании именно этих стран больше всего заработают на запрете полетов. А российские перевозчики, наоборот, могут потерять до $60 млн. Чтобы этого избежать, им придется перераспределить освободившиеся борты на другие направления - в том числе, увеличить количество рейсов в Крым, Сочи и на другие российские курорты, считают эксперты. Государство также обещает компенсировать потери перевозчиков.
Стыковка не интересует
Временный запрет на авиасообщение с Грузией вводится с 8 июля. С этого дня добраться туда на самолете можно только с пересадкой. Но эта перспектива не нравится россиянам. Как рассказал "Известиям" представитель сервиса по бронированию билетов "Туту.ру", количество запросов на перелеты в Тбилиси уже сократилось в четыре раза.
Продажи упали пока на 20%, добавили в "Купибилет".
- Мы получили около 500 обращений в связи с ситуацией в Грузии. Большая часть пассажиров просит вернуть деньги за билеты. Остальные ждут прояснения ситуации, - сообщил "Известиям" аналитик сервиса Андрей Лукашевич.
Тенденцию подтверждают и данные сервиса заказа отелей Ostrovok.ru. Более трети опрошенных им российских туристов сообщили о намерении отказаться от поездки в Грузию. При этом 24% уверены, что ситуация преувеличена, и не собираются менять свои планы. 18% граждан воспользуются авиаперелетом с пересадкой, а еще 17% планируют добираться до места назначения на автомобиле.
Долететь в Грузию после 8 июля можно будет через Минск, Баку, Ереван или, например, Стамбул. Поэтому поток туристов, который вынужденно потеряют отечественные авиаперевозчики, "заберут" их зарубежные конкуренты, считают опрошенные "Известиями" билетные агрегаторы и отраслевые эксперты.
Это, прежде всего, белорусская Belavia, а также Turkish Airlines, airBaltic и национальные перевозчики Армении и Азербайджана - Armenia и Azerbaijan Airlines. Большую часть турпотока получит Belavia, считает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов.
Стоимость может значительно различаться в зависимости от того, какой стыковочный маршрут выбрать. Так, минимальная цена билета только в одну сторону по маршруту Москва - Баку - Тбилиси с вылетом 8 июля - 9 754 рубля, а Москва - Ереван - Тбилиси - более 18 тыс. рублей, уточнили в Aviasales. При этом если в первом случае перелет займет почти 10 часов, то во втором - всего 4,5 часа.
Прямой перелет из Москвы в Тбилиси занимает около 2,5 часов.
В "Туту.ру" зафиксировали повышение стоимости перелета в сегменте дешевых билетов. Средняя цена самого доступного по цене рейса в период 1-7 июля (пока прямое авиасообщение еще есть) составила 7 079 рублей в одну сторону. При этом наиболее дешевый перелет с пересадкой в период с 8-16 июля обойдется в среднем уже в 9 462 рубля.
Поддержат материально
Российские авиакомпании уже начали возвращать деньги за билеты в Грузию. Сюда летают шесть отечественных перевозчиков - "Аэрофлот", "Уральские авиалинии", "Победа", S7, Red Wings и Smartavia. На этом направлении также работают две грузинских авиакомпании - Georgian Airways и MyWay.
В "Уральских авиалиниях" сказали "Известиям", что возвратов пока немного, не уточнив конкретных цифр. Пресс-секретарь перевозчика Вера Гасникова добавила, что пассажирам также предлагают обменять билеты без доплат на любое направление по России и СНГ.
В Red Wings сообщили, что всем путешественникам, вне зависимости от даты вылета, авиакомпания вернет полную стоимость билета. В Smartavia сказали, что предлагают различные альтернативные варианты, включая обмен билета на даты до 8 июля. В S7 также готовы на такую замену. Кроме того, пассажиры перевозчика могут переоформить билеты на альтернативные маршруты - в Ереван, Владикавказ или Сочи.
В "Аэрофлоте" и "Победе" на запросы не ответили.
Авиакомпании Грузии также предупреждены о приостановке полетов с 8 июля. Однако Georgian Airways продолжает продавать билеты и на более поздние даты. На сайтах агрегаторов рейсы указаны как прямые. Но сама авиакомпания заявила, что "в случае вступления ограничения в силу" предложит пассажирам транзитные рейсы Тбилиси - Ереван - Москва без дополнительных сборов. Будут ли возвращаться деньги тем, кто не захочет лететь с пересадкой, перевозчик не уточнил.
Ростуризм ранее оценивал количество россиян, в настоящий момент отдыхающих в Грузии по путевкам, примерно в 5 тыс. человек. Из них 1,5 тыс. должны были вернуться на родину до 8 июля, остальные - после этой даты, сообщила руководитель ведомства Зарина Догузова.
Но число туристов, путешествующих самостоятельно, в несколько раз больше. 90% россиян ездят в Грузию, не покупая туры, пояснил гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.
- У "Аэрофлота" было 14 рейсов в неделю на этих направлениях, примерно столько же - у S7. И билеты распроданы вплоть до октября. Поэтому данные Ростуризма объективно не отражают картину, - подчеркнул эксперт.
По некоторым данным, только "Аэрофлот" продал 36 тыс. авиабилетов в Грузию с вылетом до конца года.
Грузинские маршруты, по мнению Бориса Рыбака, были выгодными (средний чек составлял порядка $200) и авиакомпаниям будет сложно найти им альтернативу. Максимальные потери российских перевозчиков в разгар сезона отпусков, по оценкам Infomost, могут достигнуть $60 млн.
Финансовый ущерб не будет критичным, так как в общем объеме перевозок российских авиакомпаний Грузия не занимает значительной доли, возразил Федор Борисов. На эту страну приходилось менее 1% от всех продаж авиабилетов российских авиакомпаний, подтвердили в "Купибилет".
- А вот для "Грузинских авиалиний" потери будут значительными, потому что рейсы Россия - Грузия составляют примерно треть всей их маршрутной сети, - пояснили в сервисе.
В "Купибилет" добавили, что освободившиеся борты наши авиакомпании могут перераспределить на другие направления, увеличив количество рейсов в Крым, Сочи и на другие российские курорты.
Помочь перевозчикам уже пообещали в правительстве. Вице-премьер Максим Акимов заявил, что кабинет министров уже прорабатывает варианты компенсаций авиакомпаниям. Конкретные суммы пока не уточняются, ведутся расчеты.
Потери грузинской экономики в связи с остановкой прямого авиасообщения между странами будут весьма существенными. Основатель Федерации гостиниц и ресторанов Грузии Шалва Алавердашвили оценил их в 2,1 млрд лари (около $750 млн) за летний сезон. Он предложил запустить бесплатные автобусы для туристов из аэропортов Баку, Еревана и турецкого Трабзона.
Как писали "Известия", запрет на авиасообщение с Грузией вряд ли отменят до конца года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться