Наука и техника
8 июля 2019, 15:52
Система автоматической посадки самолетов. "Глаза"для автопилота
Полностью автоматическую посадку с навигацией и визуальным контролем, которая функционирует без необходимости использования наземных систем, продемонстрировали исследователи из Технического университета Мюнхена (TUM) и их партнеры по проекту
Система автоматической посадки, которая, помимо сигналов GPS, опирается не на сигналы курсо-глиссадной системы, а на данные с камер, работающих в видимом и инфракрасном диапазонах разработана инженерами из Мюнхенского и Брауншвейгского технических университетов.
Автоматические посадки уже давно стали стандартной процедурой для коммерческих самолетов. В то время как крупные аэропорты имеют инфраструктуру, необходимую для обеспечения безопасной навигации воздушного судна, обычно это не так в небольших аэропортах.
Немецкие инженеры провели испытания системы автоматической посадки, работающей на основании данных GPS и камер, сообщается в пресс-релизе Мюнхенского технического университета.
Суть проблемы: сигналы GPS подвержены неточностям измерений, например, из-за атмосферных помех. Приемник GPS в самолете не всегда может обнаружить такие помехи. В результате обычные процедуры захода на посадку по GPS требуют, чтобы пилоты взяли на себя управление на высоте не менее 60 метров и посадили самолет вручную.
Для обеспечения возможности полностью автоматизированной посадки команда TU Braunschweig разработала оптическую систему отсчета: камеру с нормальным видимым диапазоном и инфракрасную камеру, которая также может предоставлять данные в условиях плохой видимости. Исследователи разработали специальное программное обеспечение для обработки изображений, которое позволяет системе определять местоположение самолета относительно взлетно-посадочной полосы на основе данных камеры, которые он получает.
Отметим, что крупные аэропорты оснащены курсо-глиссадной системой, позволяющей самолетам точно заходить на посадку, ориентируясь на радиомаяки. В состав такой системы входят курсовые и глиссадные маяки, которые показывают отклонение самолета от корректного угла захода в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Они работают благодаря созданию в одной плоскости двух диаграмм излучения, из-за чего при смещении относительно идеальной траектории приборы самолета показывают увеличение глубины модуляции одной из частот. Кроме того, в состав системы входят три маркерных маяка с вертикально направленным сигналом, пролетая через зону которых пилоты понимают удаление судна от взлетно-посадочной полосы.
Однако этой системой оснащены далеко не все аэропорты, из-за чего на небольших аэродромах пилотам приходится полагаться только на сигналы GPS, а также ориентироваться визуально - что может быть тяжело ночью или в плохую погоду.
Инженеры из Мюнхенского и Брауншвейгского технических университетов разработали систему автоматической посадки, которая, помимо сигналов GPS, опирается не на сигналы курсо-глиссадной системы, а на данные с камер, работающих в видимом и инфракрасном диапазонах. Кроме того, система использует альтиметр и блок инерциальной навигации. Подлетая к взлетно-посадочной полосе, самолет при помощи систем компьютерного зрения начинает анализировать контуры полосы и при необходимости корректирует курс. При этом во время корректировки учитываются показания всех датчиков, а не только камер.
Инженеры установили прототип системы на легкий самолет Diamond DA42 и в конце мая 2019 года провели испытания на аэродроме австрийского города Винер-Нойштадт. В опубликованном ролике можно видеть, как во время посадки пилот не держит руки на ручке управления и не использует другие органы управления. Также доступно другое видео с несколькими автоматическими посадками. Летчик-испытатель Томас Виммер доволен системой посадки: "Камеры уже распознают взлетно-посадочную полосу на большом расстоянии от аэропорта. Затем система полностью направляет самолет через посадочную площадку и точно приземляет его на осевой линии взлетно-посадочной полосы"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции