Московский комсомолец
22 июля 2019, 20:00
У российского дрона "Корсар" нашли итальянское "сердце"
На недавнем военно-техническом форуме в Подмосковье в числе новинок демонстрировался беспилотный летательный аппарат "Корсар" разработки рыбинской фирмы "Луч". Но удачным дебютом это вряд ли можно считать
"МК" весной уже писал об этой проблеме. Но, как оказалось, ситуация с тех пор не изменилась. Продемонстрированный на форуме в открытой экспозиции один из беспилотников оснащен все тем же итальянским двигателем Zanzottera 498 с серийным номером "00005". А, значит, российской армии с таким "Корсаром" не по пути. По закону наша армия должна оснащаться вооружением и военной техникой только отечественного производства.
В закрытой экспозиции был показан еще один "Корсар". Специалисты считают, что на нем тоже итальянский двигатель, видоизменный Zanzottera 630H.
Вот гражданское применение дронов с импортными комплектующими вполне допустимо. Но и тут могут возникнуть проблемы. И все из-за санкций со стороны США и Евросоюза. Ведь они в любой момент могут запретить любые поставки высокотехнологичных комплектующих в Россию, и тогда летательные аппараты встанут на прикол.
Да, в России нет пока отечественных бензиновых двухцилиндровых оппозитных двигателей внутреннего сгорания с воздушным охлаждением, которыми, по проекту, должен оснащаться "Корсар". Выходом из ситуации могло бы стать покупка лицензии и создание на базе импортного двигателя отечественного аналога с локализацией его производства внутри России.
По этому пути разработчики "Корсара" и пошли. Нашли фирму в Рыбинске, что взялась сделать качественный продукт, который бы удовлетворил российских военных. Компания "Итлан" практически справилась с задачей, но тут генподрядчик начал менять по ходу дела правила игры, пошли хозяйственные споры, судебные иски, и дело встало.
Готовый на 75% двигатель АПД-45 для "Корсара" стал предметом судебных тяжб. "Итлан" остался без денег за выполненную работу, а КБ "Луч" взялось доделать движок без кооперации. Но судя по тому, что на недавнем форуме "Корсар" презентовали со старым итальянским двигателем, эти планы провалились. Специалисты не удивляются: ведь, у "Луча" нет даже своего испытательного стенда для тестирования таких двигателей.
Проведенные в 2015-2016 годах испытания итальянских двигателей выявили большое количество недостатков, Их перечень занял десятистраничный акт. Эксперты считают, что КБ "Луч" вряд ли сумело исправить хоть часть этих минусов.
С итальянским двигателем "Корсар" в ходе испытаний не выходил на заявленные характеристики. Летать он мог, но низко и недолго. Явно не так, как должен.
А еще он не может садиться по-самолетному. Только выпускать парашют и падать. От таких посадок на опытном аппарате заметны сколы на хвостовой части фюзеляжа.
Ясно, что о боевом применении дрона говорить не приходится. Соответственно, нет ни какой речи о серийном производстве.
Как рассказали "МК" эксперты, гособоронзаказ предусматривал запуск "Корсара" в серию уже в 2016 году. К этому времени десять опытных образцов должны были бороздить просторы полигонов в ходе войсковых испытаний. Этот график сорван. А ведь на этот проект только по программе импортозамещения двигателя было выделено государством 280 млн рублей. Интересно, какова судьба этих немалых средств?
В ходе недавней "прямой линии" с президентом руководители рыбинской компании "Итлан" обратились к главе государства с просьбой вмешаться в ситуацию. Владимир Владимирович на это, как и еще примерно на 2 миллиона обращений к нему, ответить за время "прямой линии" не успел. Но комплект документов, как рассказали "МК" в компании, направлен "куда следует".
Так что судьба "Корсара" может еще резко поменяться, и он достигнет тех высот и скоростей, о которых заявляют его разработчики.
Комментируя ситуацию, эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов сказал "МК": "Проблема с отсутствием отечественных двигателей весьма остро стоит перед разработчиками российских систем с беспилотными летательными аппаратами. И, несмотря на то, что проблема не нова, положительных подвижек в части исправления ситуации не видно. Консолидированное в рамках холдинг "ОДК" двигателестроение как будто пытается не замечать ее наличия".
Справка "МК"
"Беспилотник предназначен для всепогодной воздушной разведки местности, проведения патрульных и наблюдательных полетов, выполнения аэрофотосъемки. Его масса составляет 200 кг, размах крыльев - 6,5 метра, длина фюзеляжа - 4,2 метра. "Корсар" может совершать полет на высоте более 5000 метров, что делает его недосягаемым для стрелкового оружия и многих типов переносных зенитных ракетных комплексов. Экономичный двигатель позволяет "Корсару" находиться в воздухе до 8 часов. Собранная дроном информация обрабатывается и передается наземным системам в режиме реального времени"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции