ЦАГИ
29 июля 2019, 15:01
100-летие ЦАГИ в истории: самолет Ил-18
В июле 1957 года четырехмоторный турбовинтовой пассажирский самолет Ил-18 совершил первый перелет - из Москвы на авиационную базу в г. Жуковском
Летательный аппарат предназначался для авиалиний средней протяженности. В 1950-е годы, на фоне растущего спроса на пассажирские авиаперевозки, Ил-18 сумел зарекомендовать себя как комфортный и экономичный лайнер и в результате стал самой массовой моделью в своем классе.
Первый вариант Ил-18 - с поршневыми двигателями - в ОКБ Ильюшина разработали еще в 1946 году, но быстро развивавшаяся пассажирская авиация требовала большие и быстрые машины, и в 1954 году перед конструкторами была поставлена задача создать массовый лайнер с турбовинтовыми двигателями, цена билета на который обойдется пассажиру не дороже, чем железнодорожный билет в купе. Эскизный проект Ил-18 получил одобрение в августе 1956 года, а спустя месяц стартовала постройка первого опытного экземпляра. Воздушное судно обладало высокими для того времени летно-техническими характеристиками и могло перевозить 75 человек.
Серийной моделью стал Ил-18Б, уже в 1959 году совершивший два первых пассажирских рейса по маршрутам Москва - Адлер и Москва - Алма - Ата.
Ученые ЦАГИ внесли значимый вклад в разработку летательного аппарата. Здесь Ил-18 прошел исследования на прочность, а еще специально для его испытаний на повторные нагрузки в институте соорудили гидробассейн. Кроме того, специалисты ЦАГИ провели комплексные исследования по аэродинамике на всех режимах полета, выдали рекомендации по профилям и механизации, исследовали характеристики горизонтального оперения, гондол в хвостовой части фюзеляжа и изучили характеристики авиалайнера в вертикальной штопорной аэродинамической трубе.
Аэродинамическая компоновка крыла Ил-18, составленного из профилей, разработанных в ЦАГИ, обеспечивала плавное развитие срывных явлений при выходе самолета на критические углы атаки. При этом практически исключались такие опасные явления, как сваливание на крыло и самопроизвольный переход в штопор. Помимо этого, при приближении к критическим углам атаки оперение самолета начинало вибрировать, как бы предупреждая летчика о выходе на недопустимый режим полета.
Еще одним важным этапом стало исследование Ил-18 специалистами ЦАГИ с помощью нового комплекса расчетных и экспериментальных методов определения динамических нагрузок на самолет при взлете и посадке. Полученные результаты были использованы в ОКБ.
С момента создания самолет совершил множество внутренних и международных рейсов и получил ряд модификаций, отличавшихся более совершенным пилотажно-навигационным оборудованием, повышенным уровнем комфорта и даже предназначением. Среди них патрульные, грузовые, военные машины. Один из аппаратов Ил-18В даже приспособили для полетов в Антарктиду.
Авиалайнер находился в серийном производстве с 1959 до 1978 год. Всего было построено более 700 экземпляров. На Ил-18 установлено 20 мировых рекордов дальности полета и высоты.
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.
Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" создан в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС)....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции