Sputnik Армения
30 июля 2019, 13:25
Схватка на мировом рынке истребителей: Россия может нанести сокрушительный удар США
Противостояние между Россией и США одними лишь идеологическими или геополитическими факторами не ограничивается. Есть еще финансово-экономический аспект, который очень важен для администрации Белого дома во главе с бизнесменом-олигархом Дональдом Трампом
Компонентов в российско-американском противоборстве немало: это и поставляемый в Европу газ; и жесткая экономическая санкционная политика США, направленная на изоляцию двух огромных потребительских рынков - российского и европейского - друг от друга. А самое главное - борьба двух сверхдержав за лакомый кусок пирога на международном рынке вооружений.
Американский "военторг" уже проиграл по части ракет
На международном рынке вооружений Соединенные Штаты, конечно же, занимают лидирующее положение, и с этим не поспоришь. Однако сегодня Вашингтону приходится решать труднейшую задачу сохранения баланса идеологических, геополитических и финансово-экономических преимуществ от поставок вооружения своим союзникам и сторонникам по всему миру.
С этой задачей нынешняя администрация Белого дома справляется не очень успешно, а в спину американскому "военторгу" уже дышит Россия. Проблема в том, что Трампу хочется всего и сразу: и чтобы доходов с продаж было побольше, и чтобы в геополитическом плане это было выгодно США.
Характерный пример - поставка российских зенитно-ракетных комплексов С-400 "Триумф" в Турцию, об которые американская администрация "обломала зубы".
Интересно, что ранее, когда эти самые "Триумфы" закупал Пекин, в Вашингтоне особо не беспокоились. А ведь сделка была гораздо масштабнее.
У России с Индией также заключен договор на сумму в десять миллиардов долларов, из которых пять с половиной миллиардов будут выплачены как раз за ЗРК С-400 "Триумф". Поставки более чем в два раза объемнее, чем в Турцию, но американцев это беспокоит гораздо меньше, чем договоренность между Москвой и Анкарой.
Все дело - в геополитических приоритетах. Турция, полноценный и полноправный член НАТО, по идее прикрывает от "русской угрозы" южный фланг Европы. Ни Китай, не Индия этой функции не выполняют. Так что со сделкой по турецким поставкам у американцев произошел "облом" не только в финансовом плане, но и с точки зрения геополитических проектов.
Изначально, когда в 2011 году США затевали политическую игру по крупному в Сирии, а в 2014 - на Украине, на Турцию делалась серьезная ставка.
Предполагалось, что именно Турция будет продвигать американские интересы как на Черном море, так и на сирийском плацдарме. Не получилось по нескольким причинам, но сейчас речь не об этом.
Речь - о серьезном столкновении российских и американских интересов именно на международном рынке вооружений, причем по части не зенитно-ракетных комплексов российского производства (за которыми, кстати, выстроилась уже очередь из десятка стран - союзников США), а истребителей пятого поколения, в производстве которых Вашингтон действительно на несколько шагов опережают Москву. Но и это, кажется, временное явление.
Очередь за истребителями пятого поколения Lockheed Martin F-35?
Рекламируемый американцами истребитель F-35 проектировали и разрабатывали всем натовским содружеством. Самолет изначально был предусмотрен для нужд американских союзников, у которых на свои разработки и производство не хватает ни денег, ни производственных технологий и мощностей.
Скидывались всем миром, та же Турция инвестировала в проект почти полтора миллиарда долларов, а еще участвовала в самих разработках и налаживании больше сотни необходимых узлов. Все были уверены, что при подобном подходе, при такой, несвойственной капитализму, кооперации, самолет действительно получится качественным и дешевым.
Не получилось ни того, ни другого. Цена нового истребителя пятого поколения Lockheed Martin F-35 превысила сотню миллионов долларов за борт. Уже очень дорого. Но проблема даже не в этом.
Предполагалось, что борт будет рассчитан как минимум на восемь тысяч рабочих часов полета, что даже при такой высокой стоимости - великолепный показатель. Но не вышло. Судя по нынешним эксплуатационным показателям (а F-35 уже летают во многих странах - от Израиля до Австралии), которые иногда указываются в специализированных западных изданиях, эту цифру приходится сокращать раза в четыре.
То есть получается, что за сотню миллионов долларов страны получают машину, которую можно эксплуатировать максимум лет десять. В реальности же срок еще меньше - новый самолет полноценно будет летать 5-6 лет.
В общем, американцы "перемудрили", стараясь получить максимальную финансовую прибыль от проекта, который изначально разрабатывался, скорее, как геополитический.
Ведь именно из-за того, что самолет получился очень дорогой и не очень качественный, американцы рискуют оказаться "в пролете" в гораздо более важном, геополитическом аспекте.
С Анкарой Вашингтон просчитался еще при Обаме, когда не продал ей системы Patriot. А сейчас Трамп никак не может добиться, чтобы подобного не случилось хотя бы с истребителями F-35. И если вдруг турки, действительно, вместо продукции Lockheed Martin, закупят русские "сушки", скажем, Су-35 или, еще круче, новые Су-57, то это будет уже удар не под дых, как в случае с "Триумфами", а в глаз. И не только в геополитическом, но и в чисто финансово-экономическом плане.
Россия традиционно сильна в ракетной баллистике
Что касается Индии, то она к российским истребителям пятого поколения Су-57 примеривается уже давно. Ведь специалисты там не лыком шиты, и тоже отслеживают ситуацию на авиарынке. Они понимают, что главный недостаток F-35 Lockheed Martin - это даже не высокая цена и короткий срок эксплуатации.
Недавно F-35 сравнили с iPhone, а это значит, что производитель будет вводить усовершенствования, и покупателю придется вновь и вновь платить за новый софт.
Не исключено также, что при изменении межгосударственных отношений производитель не предоставит софты, исходя из государственных интересов своей страны - в США любят подобные авантюры, мы же знаем.
Вот и получается, что в истребители пятого поколения Lockheed Martin F-35 заложена возможность держать на коротком поводке всех, кто покупает эти самолеты. Именно этим и похож американский истребитель пятого поколения на iPhone.
Потому и присматриваются в Нью-Дели к российским "сушкам" пятого поколения. В свое время обсуждался даже вопрос совместного производства Су-57 (но не получилось). Теперь, после того, как Москва резко увеличила свой армейский заказ на истребители пятого поколения собственного производства, руководство Индии вернулось к давней теме.
Остается дождаться первых поставок в российскую армию, а также государственных испытаний нового, более мощного двигателя - и процесс, по всей видимости, пойдет. А серийное производство уже началось.
Интересный фактор: в баллистических технологиях Россия всегда была традиционно сильнее Соединенных Штатов. Так повелось со времен Циолковского и "Катюш", с Великой Отечественной. Поэтому удивляться успеху российских ЗРК С-400 "Триумф" не стоит. Но если Москва переиграет своих соперников на международном рынке вооружений еще и в сфере авиационной, то для американцев это станет катастрофой как в финансово-экономическом, так и в геополитическом плане....
Авторские права на данный материал принадлежат «Sputnik Армения». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции