Комсомольская правда
19 августа 2019, 13:57
В России ежегодно фиксируют более 1000 попаданий птиц в самолеты
В Советском Союзе в 1967-м в ГНИИ гражданской авиации была сформирована отраслевая группа авиационной орнитологии (ОГАО), которая анализировала происшествия и разрабатывала противоптичьи системы
- Долгое время у нас просто неправильно считали инциденты, когда птицы попадали в самолеты, - говорит Сергей Рыжов, руководитель отраслевой группы авиационной орнитологии (она теперь существует как отдельная организация, выполняет частные заказы). - В 1989 году ввели новые правила, согласно которым расследовать надлежало только случаи, когда самолет после столкновения с птицами оказывался поврежден физически. Все остальные эпизоды в статистику даже не включались. И получилось, что если у нас в конце 80-х было около 400 всех случаев с птицами в год, то потом цифры резко "улучшились" раз в десять.
По словам Рыжова, он с коллегами в течение двадцати пяти лет добивался, чтобы все столкновения самолетов с птицами отражались в отчетах. В 2015 году Росавиация (Федеральное агентство воздушного транспорта) наконец сдалась, вернула общую статистику.
- И тогда мы увидели, что на самом деле цифры большие: более тысячи попаданий птиц в самолеты ежегодно.
- То есть с советского периода число столкновений с птицами выросло в несколько раз?
- Да. Во многом потому что число полетов увеличилось. Но главное, что проблема птиц в аэропортах как минимум никуда не исчезла.
Кстати, в 1981 году в ОГАО разработали список советских аэропортов с максимальной степенью птицеопасности. В нем было 11 пунктов. Помимо столичных "Внуково" и "Шереметьево", в этом списке фигурировали "Пулково", "Толмачево" (Новосибирск), Казань, "Кольцово" (Свердловск), Краснодар, Адлер, а также "Борисполь" (Киев), Ташкент, Таллин.
Тогда и ввели штатные должности спецов по отпугиванию пернатых.
- В наши дни этот список аэропортов сильно изменился бы?
- Аналитику никто не делал. Но по эпизодам с птицами мы ведь видим, что для всех московских аэропортов это очень актуальная проблема.
По словам эксперта, нынешняя система защиты аэропортов от птиц - частная лавочка. Сейчас каждый сам за себя. Специалисты уверены, что нужна централизация, единая структура. У каждого аэропорта - собственный паспорт, который учитывает наличие в округе озер, рек, свалок и прочих объектов, привлекающих птиц. Исходя из популяции пернатых, обитающих вокруг, нужно формировать орнитологические планы по каждому отдельно взятому аэропорту.
- Я до сих пор от многих авиаторов слышу мнение, что проблема птиц в аэропортах - неразрешимая, это данность, которую надо принять, - возмущается Сергей Рыжов. - Это неправильно. Да, полностью исключить опасность столкновений самолетов с птицами невозможно. Но свести их к минимуму - в наших силах.
Мнение специалиста
"Без реальных хищников никуда"
- Звуковые и световые системы отпугивания действуют только на перелетных птиц, оказавшихся в зоне аэродрома временно, - говорит орнитолог, старший научный сотрудник НИИ охраны природы Александр Сорокин. - Птицы на них уже не реагируют, если понимают, что реальной опасности на самом деле нет. Я в свое время работал орнитологом на разных аэродромах, в том числе военных. Самое эффективное, если вместе с техническими устройствами используются реальные птицы. Идет сигнал опасности, вылетает сокол или ястреб, выпускается "подсадная" птица, и он ее бьет на глазах у птичьей публики. То есть задача хищников в аэропортах - не перебить всех птиц до одной, а подтвердить, что сигналы опасности - не просто так. Кстати, хищных птиц используют ведь не только в аэропортах. Мои коллеги сейчас работают на полигоне твердых бытовых отходов в городе Новочебоксарске. Его одно время заполонили чайки и галки. И благодаря работе соколов число птиц, которые слетаются на свалку, как в столовую, снизили почти в два раза.
- В четверг мы побывали на озере Глушица, где, как нам рассказывали, обитают чайки, терроризирующие "Жуковский". Но там сейчас нет птиц. Местные жители говорят, что их много весной, когда они гнездятся. А теперь они с птенцами улетели. Куда?
- Далеко они не улетают. Они остаются примерно в той же местности. Ночуют на водоемах. Но в течение дня они перелетают по одному и тому же маршруту: есть место кормежки, есть место отдыха, вечером опять домой, на воду. Для нынешних чаек основными местами кормежки стали свалки и крупные животноводческие хозяйства. А аэродромы часто служат для разных видов птиц местами отдыха. Огромная бетонная полоса на солнце прогревается, а во время дождя на нее выползают черви. Кроме того, на многих аэродромных полях в траве водятся перепелки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 22, 2025
"Аэрофлот" протестировал сервис "Мигом", обеспечивающий биометрическую идентификацию в аэропорту
Декабрь 22, 2025
В преддверии праздника в кемеровский аэропорт пришла новогодняя сказка