Независимое военное обозрение
28 августа 2019, 13:56
Глава Минпромторга рассказал о будущем стратегической авиации
Министерство обороны РФ утвердило все технические требования к Перспективному авиационному комплексу дальней авиации
ПАК ДА (заводское обозначение: "изделие 80") - это не проект по модернизации существующих ныне стратегических бомбардировщиков, а разработка принципиально новой машины с использованием наиболее современных технологий, существующих сегодня в авиастроении.
По официальным данным, бомбардировщик нового поколения будет выполнен по аэродинамической схеме "летающее крыло", т.е. у него не будет хвостового оперения. Самолет будет летать на дозвуковых скоростях. Компоновка бомбардировщика, о которой впервые было заявлено 6 августа 2013 года, обеспечит ему малую радиолокационную заметность в длинноволновом диапазоне, а дозвуковая скорость предполагает наличие крыла большого удлинения. В техническом задании для ПАК ДА установлена дальность полета 12 500 километров, а масса полезной нагрузки должна составлять 30 тонн.
Он создается с использованием стелс-технологий, как и как и американские самолеты такого же класса B-2 Spirit и В-21. В конструкции ПАК ДА будут широко использоваться технологии снижения радиолокационной заметности, композиционные материалы и радиопоглощающие покрытия.
Основным вооружением бомбардировщика будут гиперзвуковые ракеты дальнего радиуса действия. В июле 2015 года замминистра обороны Юрий Борисов в одном из интервью подтвердил, что работы по разработке новой ракеты идут. "Она будет не одна, их будет несколько типов - и по дальности, и по возможностям. Их разрабатывается несколько", - заявил Борисов. По словам главнокомандующего ВКС России генерал-полковника Виктора Бондарева, главным в комплексе будет ракета с дальностью до семи тысяч километров. Она сама будет решать, когда, куда, с какой скоростью и на какой высоте лететь. Самолет станет только средством доставки в зону пуска. Помимо стратегических ракет, самолет будет иметь в своем арсенале и другое высокоточное оружие.
Разработка двигателей для ПАК ДА поручена самарской компания "Кузнецов", в качестве базового взят двигатель НК-32, который устанавливается на стратегическом бомбардировщике Ту-160.
На предприятиях Концерна радиоэлектронных технологий (КРЭТ) ведется разработка электронного оборудования для этого комплекса. Между КРЭТ и Объединенной авиастроительной корпорацией существует генеральное соглашение, по которому Концерн создает унифицированное оборудование. Совместно с ПАК "Туполев" КРЭТ также участвует в опытно-конструкторских работах. В самолете применят не только новые, но и уже опробованные технологии. Часть систем и приборов будет включать образцы последних разработок, которые уже стоят на других новых самолетах и показали высокую надежность и эффективность. По информации экспертов, бомбардировщик 5-го поколения будет оснащен совершенно новым прицельно-навигационным комплексом, средствами связи, разведки и радиоэлектронной борьбы.
Один из ключевых элементов перспективного самолета - радиолокационная система - разрабатывается НИИ приборостроения им. Тихомирова. При разработке этого радара используется опыт, полученный в работах по бортовым РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), которые были созданы для истребителя пятого поколения СУ-57.
Ранее российские СМИ сообщали что работа над проектом нового бомбардировщика была начата в 2009 году, когда МО РФ подписало контракт с ПАК "Туполев" на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые могут стать крупнейшими по Государственной программе вооружений до 2025 года.
Тогда же главный конструктор ПАК Игорь Шевчук заявил, что научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий.
В конце мая 2013 г. в отделении аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ был завершен первый этап испытаний модели схемы "летающее крыло" при крейсерских скоростях до М=0. 88 и больших числах Рейнольдса (М=0. 2). Исследования проводились в трансзвуковой трубе Т-106 ЦАГИ и были направлены на уточнение аэродинамических характеристик перспективного летательного аппарата. Специальная тематическая модель "летающее крыло" с различными вариантами расположения двигателей и геометрии хвостового оперения была спроектирована и изготовлена в ЦАГИ в 2011 году. В 2012 г. модель испытали в дозвуковых АДТ Т-102 и Т-107. И хотя эти исследования проводились в рамках работ по формированию облика дальнемагистрального пассажирского самолета, очевидно, что их результаты напрямую проецируются на ПАК ДА.
О ходе работ по модернизированной версии - бомбардировщика Ту-160М - "Белого лебедя" Мантуров сказал, что "в конце 2020 года в рамках госконтракта по заказу Минпромторга России состоится выкатка первого построенного с нуля самолета Ту-160М". "Параллельно идет строительство первой партии серийных самолетов по контракту с Минобороны (на 10 машин - ИФ). Кроме того, ведется глубокая модернизация строевых Ту-160 - эта работа будет завершена в заданные военным ведомством сроки", - рассказал министр. По данным ИФ, в объем первой партии составляет 10 машин. По заявлению гендиректора РСК "МиГ" и генконструктора Объединенной авиастроительной корпорации Сергея Короткова, модернизированные бомбардировщики "Белый лебедь" создаются на базе хорошей платформы и будут находиться в эксплуатации 40-50 лет.
Глава Минпромторга также сообщил, что "в этом году состоятся выкатка первого глубоко модернизированного самолета Ту-95МСМ и начало его испытаний" и отметил, что "параллельно готовится к заключению опережающий контракт с Минобороны на глубокую модернизацию строевых Ту-95МС.
На вопрос о сроках завершения заводских испытаний" Ту-22М3М и начале поставок бомбардировщика в войска, Мантуров сказал: "Первая опытная машина уже проходит заводские летные испытания, к концу года к ней присоединится вторая. В третьем квартале 2020 года самолеты будут предъявлены военным на государственные совместные испытания (ГСИ). Аналогично программе Ту-95 параллельно прорабатывается опережающий контракт с Минобороны на глубокую модернизацию строевых Ту-22М3"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции