О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аллигатор" не кусается

В Жуковском завершилось "событие года" - Международный авиакосмический салон. Ажиотаж вокруг него был грандиозен, но, как говорится, "большое видится на расстоянии" и познается через детали.

Вначале хотела добираться электричкой. Приехала на Казанский вокзал, но, увидев огромадную толпу возле пригородных касс, передумала. Вернулась на метро до Выхино: и тут выяснилось, что ехать в Жуковский не на чем. Редкие рейсовые автобусы не вмещали всех желающих, даже согласных стоять на одной ноге. Но тут находчивые водители маршруток смекнули, что делать с организационными проблемами МАКСа. "Народ, кто на авиасалон - быстренько скидываемся по стольнику и поехали!" - прозвучал клич, и толпа тут же растворилась в нескольких маршрутках.

Десять километров из-за пробок преодолевали полтора часа, затем были длиннющие живые очереди и кордоны охраны: покупка билетов, фейс-контроль, вход на аэродром, вход на основную территорию... Поначалу это казалось отдельными организационными просчетами, но постепенно стало ясно: в этой капле воды отразился весь характер авиасалона.

- Ну ты смотри, что творит! - С восхищением бросил один из пацанов своему приятелю, глядя, как боевой вертолет "Аллигатор" чертит зигзаги в воздухе.

- Угу, круто!- согласился его собеседник. - И на чем же летел губернатор Сахалина, если вертолет на такое способен?

Хороший риторический вопрос. Погибший в авиакатастрофе губернатор Сахалина летел на вертолете "Ми-8", "относительно надежной" модели. Самих вертолетов, правда, сделали немного, их парк работает на износ. Спрашивается: неужели у первых лиц региона нет денег, чтобы купить новый надежный вертолет? Деньги-то может быть и есть:. Да покупать нечего. В последние годы в стране делали по 1-2 вертолета в год. Ни для простого народа, ни для губернаторов нет "суперсовременной" техники. Вообще, почти вся "классная" техника МАКСа существует в единственном(!) экземпляре. Лучшие в мире вертолеты и самолеты - не более чем галерея опытных образцов. Про вертолет "Черная акула" уже фильм умудрились снять, а в массовое производство его так и не запустили. Про последнее поколение "Сушек" - "СУ-30 МКИ", ходят легенды, это "первый в мире неуязвимый истребитель" - ну и где же он? А с каким трудом для лучшей в мире пилотируемой группы "Стрижи" (название дано еще в 1993 году) добывали необходимые самолеты?!

Легендарные самолеты и вертолеты не производят, и уж тем более не ставят на вооружение. Поделившись своими соображениями с одним из зрителей, облаченном в свежекупленную футболку "МАКС-2003", немедленно услышала возражение: "А на фига нам вооружаться? С кем нам воевать? И вообще, если делать серию боевых машин, народу придется сидеть на хлебе и воде... Нам это надо?".

Стоп. Во-первых, часть народа, получающая зарплату в 50 у.е. и так уже сидит на хлебе и воде (не путайте жизнь Москвы, где "крутится" 80% российских денег, с ее регионами!). Во-вторых, и в России хватает "горячих точек". Если бы боевые вертолеты "Черная акула" (Ка-50) и "Аллигатор" (Ка-52) поставили на вооружение, мы давно бы победили в Чечне всех ее боевиков. И в-третьих. Как это в стране, с богатейшими запасами нефти и газа, вдруг не хватает денег? Почему у губернатора Чукотки, "влегкую" купившего английский футбольный клуб "Челси", деньги имеются, а у всей России, как не затягивай пояса, все равно концы с концами не сходятся?

Нам обещали на авиасалоне сногсшибательные контракты. И точно. Еще за месяц до МАКСа Малайзия, при содействии нашего президента, подписала контракт на покупку 10 "Сушек". У страны "третьего мира" нашлись деньги на боевые самолеты, а у нас - ни шиша? Производство самолетов для России превратилось в роскошь, а потому мы будем вооружать зарубежье? А вот еще сногсшибательный контракт. "Рособоронэкспорт" и космические войска РФ подписали контракт с немецким "ОКБ-Систем" на запуск в 2005-2007 гг. с российского космодрома "Плесецк" группировки иностранных военно-космических(!) аппаратов российскими ракетоносителями", - сообщает пресс-служба МАКСа. Вдумайтесь: мы предоставляем свою технику возможному противнику для реализации его военных притязаний: Но пресс-служба МАКСа считает, что "контракт свидетельствует о расширении международного сотрудничества". Сколько при этом мы заработаем - ни слова.

Время, когда Россия была великой авиационной державой, увы, прошло. Не случайно на МАКСе так много символики в стиле "ретро" - значки советских времен, и плакаты, футболки с надписью "СССР" и видеофильмы о наших летчиках. Во время лихорадочного перехода к рынку не нашлось места "священным коровам" - напрасно авиацию с ее наукоемкими технологиями называли основой экономики. Вот и оказались все наши самолеты в глубоком штопоре. Основных причин этого, как минимум, три. Во-первых, в Союзе успели сделать такую уйму техники, что при падении спроса на внутренние авиаперевозки (переход к рынку взвинтил цены) решили заморозить их производство. Заводы остановили, подчас - навсегда. Вторая причина: набрали кредитов, на которые закупали иностранную "супердешевую" технику (с "откатом" для тех, кто их набрал), а собственные цеха - остановили. Теперь там, где стоят высокоточные станки, протекает крыша и на электронику капает вода... Третья причина: объявили, что не государство может выступать эффективным собственником, а частное лицо. На примере Чубайсов, Абрамовичей, Гайдаров и Березовских мы видим реалии этого тезиса. Частные собственники, получившие доступ к авиации, начали использовать существующий парк самолетов на износ, для получения сверхприбылей: Надо ли удивляться, что самолеты все чаще падают? Когда рухнул на взлете один из "Илов", оказалось, что у самолета просто коррозия: разъела крыло, вот оно и отвалилось в воздухе.

Руководители авиационных предприятий, хором говорят, что запускать хорошие машины в серию мешает отсутствие госзаказа. Кстати, крупнейшая европейская авиационная компания "Аэробус" существует как государственная.

Да, на МАКСе хватало зрелищности, аплодисментов: эффектные "горки", "кобры", "мертвые петли", "колокола" и "бочки", выполняемые нашими летчиками, героями России, полковниками и подполковниками. Сможет ли лейтенант выполнить хоть одну подобную фигуру? Хватит ли ему на это практики? Сегодня в Жуковском на уникальных истребителях катают "бизнесменов" за "зеленую" наличку. Герой России летчик-испытатель Анатолий Квочур написал заявление, которое пресса опубликовала как сенсацию: "Прошу уволить меня по собственному желанию в связи с невостребованностью моих знаний и профессиональных навыков".

Впрочем, наши "силовики" уверяют, что авиация в России крепчает. "Завод Нижнего Новгорода "Сокол" обязуется сделать четыре Як-130 для летчиков-курсантов", - радостно доложил глава ВВС, генерал-полковник Владимир Михайлов, а вместе с ним и пресс-служба МАКСа. То есть там, где нужны десятки машин, мы с трудом добудем четыре штуки. Во времена Союза, кстати, делали больше сотни машин в год.

Экспонаты выставки авиационных достижений подразделялись на три вида. Первый: "мертворожденные детища", которые, будучи спроектированы, никогда толком не летали, а теперь заводить разговоры об их реанимации - неактуально. Это русский шаттл "Буран", это целое поколение "МиГов", "Су", "Ту", "Яков", "Илов". Второй, самый многочисленный вид: опытные образцы, существующие в одном-двух экземплярах. Их серийное производство кажется несбыточной мечтой. Это боевые вертолеты "Черная Акула" и "Аллигатор", это суперэкономичный военно-транспортный самолет Ан-70, это неуязвимый истребитель Су-30, это целая группа "МиГов", которые разве что успели "нахватать" 180 медалей на международных спортивных соревнованиях... Третья разновидность - "боковые побеги" авиационной отрасли, этакие супер-пупер-новинки: миниатюрные самолеты для бизнес-элиты "Гжель" и "Антонов-3Т", а также чудотехника "Аэросани", предназначенная, вероятно, для перевозки чукчей и Абрамовичей... А где же спроектированные аж десять лет назад серьезные самолеты?

Не случайно, наверно, американский летчик Роб Бассиан демонстрировал фигуры высшего пилотажа именно на В-52. Эта "летающая крепость" была спроектирована и запущена в производство еще в середине XX века... А где же "Стелс" - современный американский самолет-невидимка? Где их истребители с обратной стреловидностью крыла? Но нет - раз уж на МАКСе русские держат "историческую" технику, то почему бы и американцам не привезти свое старье? Словами из известного фильма - "за державу обидно".

Однажды, императрица Екатерина II проезжала одну из деревень своего фаворита, где за выбеленными и свежепокрашенными фасадами скрывались, гнилые, ветхие, доживающие свой срок строения и нищенствующие крестьяне. Международный авиасалон МАКС со всеми своими амбициями и размахом, увы, представляет собой потемкинскую деревню России XXI века.

Это не вина авиапромышленников и авиаконструкторов. Эти люди достойны лишь высокой похвалы, поскольку делают все возможное, чтобы сохранить авиацию. Спрашивать надо с политиков, которые представляют МАКС выставкой достижений мирового уровня. Которые убеждают с высокой трибуны, что у нас с авиацией все в порядке, жизнь налаживается, и незачем государству тратить на эту отрасль дополнительные финансы, вон какие чудо-машины мы умеем делать без всяких денег. Но эффектно разукрашенный фасад - это еще не дом, в котором можно жить....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка