Forbes
2 сентября 2019, 20:30
Самое интересное на МАКС-2019: робот Федор, два президента и ситуативный маркетинг
Город Жуковский, где проходит МАКС, попал в топ-новости почти за две недели до авиасалона
Главный посетитель
Первый день МАКСа - всегда путинский. За 20-летнее правление Путин лишь однажды пропустил авиасалон: в 2013 году приезжал Дмитрий Медведев. Говорят, тогда просто не нашлось авиационных новинок. А Путину лучше показывать их. В 2014 году после сбитого малайзийского самолета в отношении России стали вводиться санкции, от которых начал страдать и авиапром. МАКС-2015 проходил под девизом повсеместного импортозамещения, а визит Путина расценивался как гарантия моральной и финансовой поддержки. В 2017 году Путин на авиасалоне купил мороженое, не взяв сдачи. В этот раз он проделал тот же трюк.
Особый режим в день приезда Путина начинается с раннего утра. В Жуковский съезжается огромное количество сотрудников ФСБ, ФСО, полиции, "Росгвардии". Въезды через КПП ограничены или совсем закрыты. На территории авиасалона движение машин и людей строго регламентировано. Все эти меры создают пробки и заторы. Новичков возмущает такой расклад, зато опытные посетители относятся к этому как к плохой погоде - тяжело, но скоро закончится.
В первый день участники авиасалона находятся в состоянии неопределенности. Назначать встречи и проводить мероприятия сложно, так как в любой момент может начаться "обход". Точного времени никто не знает. Но есть признаки, по которым определяется приближение часа Х. Самый главный - перекрытие павильонов, куда собирается зайти Путин. Обычно это происходит примерно за два часа до его визита. Неулыбчивые крепкие мужчины в пиджаках с проводком в ухе заходят вовнутрь, на входе стоят полицейские, а на дальних подступах - росгвардейцы.
Многие стараются переждать приезд первого лица подальше от павильонов ОАК, "Роскосмос" и им подобным. Они гарантированно перекрыты. Путин, впрочем, может заглянуть к частным или иностранным компаниям. Но тут надо сильно постараться. "Мы четыре МАКСа подряд пытались договориться. Один раз все-таки удалось", - рассказывает знакомый предприниматель. "А что это дает в итоге?" - интересуюсь. "Ничего", - смеется в ответ. На одном из прошлых МАКСов Путин зашел на стенд Boeing. Путина пытались усадить в тренажер самолета, но он отказался.
В этом году Путин прогуливался по авиасалону в компании президента Турции Реджепа Эрдогана. Наибольший интерес у обоих вызвал истребитель нового поколения Су-57. Это неудивительно: встреча Путина и Эрдогана проходила на фоне новости о том, что США отказали Турции в поставках истребителя F-35. Эрдоган спросил, можно ли купить Су-57. Путин ответил утвердительно. А потом они вместе пошли смотреть пилотаж новых "сушек". Чем не ситуативный маркетинг?
Новая надежда
Официальной премьерой авиасалона стал МС-21. Он был на земле и в небе. Два самолета находились на статической площадке, в один из них водили экскурсии: можно было опробовать и кресло пилота, и кресло пассажира. "Когда еще придется посидеть?" - рассуждали посетители и обязательно делали селфи. Третий самолет летал. Белый, изящный, легкий и маневренный. МС-21, конечно, привлекал внимание. Им любовались, его фотографировали.
На пресс-конференции несколько топ-менеджеров ОАК отрепетированно говорили о преимуществах самолета, ссылаясь на пожелания авиакомпаний и общие потребности рынка. Была красивая презентация, синхронный перевод на английский и полет МС-21 сразу же после общения с прессой.
В этой атмосфере воодушевления меньше всего хотелось обсуждать будущее МС-21. Но вопросы есть, и от них никуда не деться.
Сколько денег еще необходимо на проект? В прошлом году Счетная палата указала на резкий рост стоимости проекта, который оценивается в рекордные 438 млрд рублей. По сравнению с первоначальной суммой производство самолета подорожало в два с лишним раза.
Каковы последствия санкций? В начале года производитель сырья для композитного крыла прекратил поставки. ОАК экстренно ищет отечественный аналог. Сроки проекта сдвигаются.
Наконец, кто купит МС-21? ОАК заявляет, что есть 175 твердых контрактов. Звучит! Но с кем они? С лизинговыми "дочками" госбанков и госкомпаний. Главный получатель - государственный "Аэрофлот"; он подписался на 50 самолетов и вроде как должен взять еще 35. Но госструктуры новую надежду отечественного авиапрома не берут, потому что двигатели иностранные. И тут тоже экстренный поиск отечественного. Уже на пятый летающий экземпляр (сейчас их три) иркутский авиазавод поставит русские ПД-14. Специалисты по испытаниям хвалят двигатели от Pratt & Whitney и честно признаются, что хотели бы полетать на них как можно дольше.
Менеджеры ОАК на все эти вопросы отвечали уклончиво, без конкретики. "Самолет летает? Летает! И это главное. Дальше - по ситуации", - то ли шутя, то ли нет выдал один из топов. Вот и, пожалуйста, новый тренд: ситуативный авиапром.
"Федор" и биопринтер
Этот МАКС запомнится и космосом. В шесть утра 27 августа, пока к Жуковскому стягивались правоохранительные органы, к МКС пристыковывался "Союз МС-14". Первая попытка 24 августа была неудачной. Через несколько дней решили повторить, и все получилось (в противном случае корабль пришлось бы уводить с орбиты и топить в океане). Этот запуск получил широкий резонанс из-за находившегося на борту человекоподобного робота "Федора". Проект с 2014 года курирует Дмитрий Рогозин: тогда робот разрабатывался в интересах МЧС и был просто "Спасателем". С переходом Рогозина в "Роскосмос" сменил специализацию и робот, став "Федором" (это имя дал Рогозин в честь внука). С тех пор "Федора" активно раскручивают в соцсетях; он считается самым удачным PR-проектом Рогозина.
Повторная автоматическая стыковка "Союза МС-14" к МКС велась в прямом эфире, и, признаться, было волнение за этого "Федора" (все-таки человекоподобный). Позднее, после общения на авиасалоне с сотрудником компании 3D Bioprinting Solutions, стало понятно, что волноваться нужно не за "Федора" (хоть человекоподобный, но металлический), а за биоматериал, отравленный на МКС на этом же "Союзе". Клетки и бактерии как раз живые, требующие определенных условий.
3D Bioprinting (соучредитель компании "Инвитро") проводит на орбите эксперименты: печатает органы. В декабре 2018 года впервые в космосе были напечатаны хрящевая ткань человека и щитовидная железа мыши. В этот раз 3D Bioprinting планирует напечатать костную ткань, а также провести эксперименты с бактериями кишечной палочки и белковыми кристаллами лизоцима (антибактериальный агент).
Уже в сентябре на орбиту будут отправлены клетки коровы, чтобы напечатать искусственное мясо -"по сути фарш". "Сейчас уже делают бургеры, используя растительный белок из сои. А можно печатать мясо животного происхождения без убийства коров - у них достаточно взять биопсию, - делится подробностями сотрудник 3D Bioprinting. - Пока это на уровне эксперимента и дорого: 10 000 фунтов за килограмм. Когда же за счет масштабирования цена упадет в десять раз, то бургеры с искусственным мясом начнут предлагать в ресторанах".
Почему эксперименты проводятся на орбите? Микрогравитация в космосе помогает достигать лучших результатов, чем на Земле, утверждает собеседник.
В долгосрочных планах 3D Bioprinting Solutions - попытаться снизить дефицит донорских органов: сейчас очередь на замену почки растягивается на 3-5 лет, и четверть пациентов не доживает до операции. А также - увеличить шансы человечества освоить дальний космос, дав возможность печатать органы ("заплатки" на них) и белковую еду вдали от Земли....
Авторские права на данный материал принадлежат «Forbes». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции