RBC Daily
10 сентября 2003, 12:53
"ГУТА" хочет контролировать "Пермские моторы"
До 1992 г. Пермский моторный завод (ПМЗ) представлял собой единый технологический комплекс, включавший конструкторское бюро (ныне ОАО "Авиадвигатель") и производственные площадки, разделенные сейчас между ОАО "Пермский моторный завод", ОАО "Пермские моторы", ОАО "Протон - Пермские моторы", ОАО "Редуктор" и пр. Основную ценность из активов ПМЗ представляют именно "Авиадвигатель" и ОАО "Пермский моторный завод". "Авиадвигателю" принадлежат все лицензии на продукцию ПМЗ, стоимость которых, по оценке Минимущества РФ, составляет 224 млн долл., а "Пермский моторный завод" обладает соответствующими производственными мощностями, чтобы производить двигатели ПС-90А и газотурбинные установки ПУ-12, ПУ-16.
В 1999 г. государство приняло решение о создании на базе предприятий Пермского моторостроительного комплекса (ПМК) единого холдинга путем учреждения федерального центра двигателестроения. К созданию центра уже дважды подходили вплотную, но каждый раз все срывалось из-за разногласий акционеров предприятий в вопросе, сколько акций должно принадлежать каждому из них в создающемся холдинге. Так, ранее не могли прийти к соглашению "Интеррос", Pratt&Whitney и ЗАО "Технология моторов" (49% УК принадлежит "Газпрому"). Зимой 2003 г. "Интеррос" продал принадлежавшие ему пакеты акций предприятий ПМК за 50 млн долл. ФГУП "Госинкор", находившемуся в процессе ликвидации. Уже после ликвидации "Госинкора" стало известно, что приобретателем акций почти всех предприятий ПМК стала группа "ГУТА", а владельцем 25% акций "Авиадвигателя" - Минимущество РФ. Почти сразу "ГУТА" выступила с инициативой создания управляющей компании, которая бы координировала деятельность многочисленных предприятий ПМК. Предложение группы "ГУТА" было поддержано государством и другими совладельцами предприятий ПМК во время визита вице-премьера Бориса Алешина в Пермь в июле 2003 г. Созданная во время визита г-на Алешина рабочая группа по вопросу создания управляющей компании 11 августа приняла решение, что компания должна быть создана до конца текущего года.
Однако 7 августа в совет директоров "Авиадвигателя" поступило заявление от Pratt&Whitney (контролирует 25,01% УК) с требованием созвать внеочередное собрание акционеров предприятия для решения вопроса о передаче функций единоличного исполнительного органа (гендиректора) управляющей компании ЗАО "Пермский моторостроительный комплекс". С аналогичным требованием в совет директоров ОАО "Пермские моторы" обратился Пермский моторный завод (владеет 37% акций ОАО "Пермские моторы"), контролируемый группой "ГУТА" и Pratt&Whitney. Внеочередные собрания на предприятиях должны пройти 13 сентября (на "Пермских моторах") и 26 сентября (на "Авиадвигателе"). В "ГУТА-Банке" и в российском представительстве Pratt&Whitney комментировать собственную инициативу отказались.
Между тем фактически одновременные действия группы "ГУТА" и Pratt&Whitney могут свидетельствовать о наличии между компаниями определенных договоренностей. Одной из причин альянса может быть стремление группы "ГУТА" и Pratt&Whitney не дать государству установить контроль над "Авиадвигателем". "Группа "ГУТА" пришла на ПМК, но в ее собственности не оказалось "Авиадвигателя", - сказал RBC daily член совета директоров "Авиадвигателя" и бывший гендиректор ОАО "Пермские моторы" Виктор Кобелев. - Между тем "Авиадвигатель" является ключевым звеном всего комплекса, поскольку ему принадлежат все лицензии и права на двигатель ПС90 и другую продукцию". Поэтому вполне возможно, что "ГУТА" и Pratt&Whitney намеренно форсировали создание управляющей компании, в которой, по словам г-на Кобелева, группе принадлежит контрольный пакет. Ведь если функции гендиректора на "Авиадвигателе" будет выполнять управляющая компания, то "ГУТА" и Pratt&Whitney смогут достаточно легко управлять конструкторским бюро. "Если в настоящее время, чтобы сменить гендиректора любого предприятия ПМК, необходимо согласие совета директоров и согласование его кандидатуры с Минимуществом РФ и Росавиакосмосом, - отмечает г-н Кобелев, - то после того, как функции гендиректора будет выполнять управляющая компания, смена руководящего состава и менеджмента предприятий будет происходить гораздо проще - решением совета директоров управляющей компании". В результате менеджмент любого предприятия ПМК будет меняться без согласования этих действий с акционерами. "С точки зрения управления всем комплексом это правильно, - замечает Виктор Кобелев. - Это, несомненно, выгодно группе "ГУТА", но неоднозначно для государства, поскольку с его стороны может быть полностью утерян контроль над ситуацией".
Представители государства в советах директоров предприятий ПМК воздерживаются от серьезных комментариев. Так, представитель Росавиакосмоса в совете директоров ОАО "Пермские моторы" Юрий Дмитриев подтвердил RBC daily информацию о том, что с инициативой внеочередных собраний выступили частные акционеры. "В принципе была достигнута договоренность о том, что нужно идти в данном направлении, но необходимо понять несколько юридических моментов, которые находятся только в стадии проработки, - отмечает г-н Дмитриев. - Поэтому инициатива частных владельцев не совсем понятна, поскольку они должны думать, что своими действиями могут спровоцировать конфликт между ними и государством". В секретариате вице-премьера Бориса Алешина также затруднились дать оценку ситуации. "Ситуация деликатная, и мы не хотели бы участвовать в конфликте между акционерами, они должны прийти к согласию самостоятельно, - сказал RBC daily пресс-секретарь вице-премьера Анатолий Баранов. Тем не менее, по словам г-на Баранова, у частных акционеров минимальные шансы установить контроль над предприятиями ПМК без участия государства. "Мы не боимся, что государство потеряет контроль над предприятиями ПМК, - заметил Анатолий Баранов. - Они ("ГУТА" и Pratt&Whitney), конечно, могут начать "тянуть одеяло" на себя, но у государства множество рычагов, чтобы "поставить их на место". Государство, по сути, заказчик продукции предприятий ПМК, осуществляющий полное техническое регулирование процесса его производства"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
