О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Зарисовки с МАКС-2003

Впервые за всю историю МАКС в этом году на Салоне появилась представительная военная делегация из США. Поэтому вполне закономерное желание - поближе познакомиться с вертолетчиками другого полушария.

Пробиваюсь в павильон американцев и обращаюсь к представителям US Army Aviation. На мои вопросы вызвались отвечать два доблестных представителя армейской авиации в военной форме. Один небольшого росточка - "крепыш", а второй - "рыжий". Оба оказались бывшими командирами экипажей известных во всем мире военно-транспортных вертолетов Sikorsky UH-60 Black Hawk. "Крепыш" и "рыжий" были очень дружелюбно настроены и постоянно улыбались. Однако беседа оказалась абсолютно пустой.

На все вопросы "крепыш" отвечал одно и тоже - я не знаю (I don"t know), а затем следовал длинный перевод вопроса с комментариями для седого гражданского дядечки, сидевшего на стуле в глубине павильона. "Рыжий" после первого же вопроса о вертолетах сразу же ретировался с фразой, "я уже шесть лет не летаю". Удивительно, всего шесть лет прошло, а уже ничего не знаю, не читаю, не думаю, не имею мнения...

Процедура знакомства с армейской авиацией США оказалась предельно простоя: вопрос, ответ "не знаю" и пустые глаза. Лишь однажды в глазах дядечки проявился интерес, когда заговорили о программе нового разведывательно-ударного вертолета "Команч", о ходе испытаний и последних изменениях конструкции, а крепыш упорно твердил все туже заученную фразу.

После очередного "Ай донт ноу", кольнула мысль, а саму себе-то он не надоел со своим "ноу". Улыбка стала слишком приторной, такое ощущение бывает, когда уж очень много сладкого. Стрельнула шальная мысль, а что он ответит на глупый вопрос. Проверяю реакцию и задаю простой вопрос, как дважды два, и тут же, ни секунды не размышляя, по инерции - не знаю. Выдерживаю паузу, в надежде, догадается, что его разыгрывают. Однако, все мои усилия напрасны. Не догадался. И тут же всплывает безжалостное задорновское, "ну и тупые"! Мой первый инженер "высших образованиев не заканчивал" и всегда в таких случаях говорил, "летчик должен быть тупым и решительным". Я понимаю, что должен, но чтобы настолько?! Не знаю, за что в Югославии наши миротворцы прозвали американцев "пендосами", обидное прозвище, но, что-то в этом есть:

Пока в голове пролетали мои размышления, наша игра "вопрос без ответа" продолжалась. При вопросе о боевом применении вертолетов в Ираке, улыбка слетела с лица, и глаза округлились от испуга. Наверно испугался раскрыть "тайну", о которой писали и показывали все средства массовой информации, включая официальный сайт армии США. Неужели можно было не догадаться, что про Ирак обязательно будут спрашивать.

После вопроса, как же иракский крестьянин сбил из винтовки новейший боевой вертолет "Апач", американец потерял дар речи и только мотал головой. Кстати, по информации из американской печати известно, что экипаж того злополучного "Апача" слишком рано сбросил подвесной топливный бак и в пылу боя не заметил выработки топлива, вполне очевидно, что вынужденная посадка произошла из-за обыкновенной нехватки керосина.

Осознав всю тщетность своих усилий, говорю на прощанье "бесполезно" и удаляюсь. Маленький, не уловив интонации, еще несколько раз повторяет "бесполезно", "бесполезно", наверно в надежде запомнить новое слово, а я ищу и не нахожу ответа, зачем же прилетали американские вертолетчики, не потому же, что в этом году от Ле Бурже отказались.

Ответ пришел сам собой уже на следующий день. Проходя мимо знакомого павильона, представилась интересная картинка: "крепыш" и "рыжий" опять со своими широченными улыбками вместе с нашими девушками активно позировали перед объективами фотокамер, на память. Все просто, мы для них экзотика. Они, как наши туристы, которые приезжая в Африку, тут же бегут фотографироваться с местными аборигенами. Мы для американских авиаторов - Русская Африка. А тут оказывается, вопросы задают, есть телевизоры и интернет, журналы и газеты читаем, по неволе от удивления заладишь одно и тоже "Ай донт ноу!"

И последнее, рекламный листок "Вертолеты армии США", который мне вручили, "без слез читать нельзя".

Привожу лишь только по одному предложению - назначение вертолетов.

"Апач Лонгбоу", читайте: "Выполнение операций в своем тылу, в ближнем бою и в глубоком тылу противника, а также нанесение высокоточных ударов в глубоком тылу противника" и т.д. Ну, прямо "тыловик" какой-то!

"Команч": "Выполнение воздушной разведки боем для атаки вертолетных соединений и соединений воздушной разведки". Соединений-то уже не осталось!

"Блэк Хоук": "Обеспечивает возможности вертолетной атаки и вспомогательные функции": Хоть что-нибудь поняли?

Правда, в самом конце бумаги американцы делают, оговорку, "что в случае возникновения каких-либо споров или разногласий относительно интерпретации данного документа, для разрешения любых вопросов следует использовать исходный английский текст". Какие уж тут "споры или разногласия", когда "документ" прочитать не возможно. Африка....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка