О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Sky Review: Дирижеры неба

20 октября отмечается Всемирный день авиадиспетчера. Люди этой профессии играют огромную роль в обеспечении безопасности полетов и занимают особое место в структуре Единой системы ОрВД

20 октября отмечается Всемирный день авиадиспетчера. Люди этой профессии играют огромную роль в обеспечении безопасности полетов и занимают особое место в структуре Единой системы ОрВД. Накануне профессионального праздника рассказываем о трех авиадиспетчерах, являющихся сотрудниками Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения Российской Федерации". Их истории заслуживают внимания.

Полувековая вахта

Александр Нестеров - по-настоящему преданный небу человек. В аэронавигации он уже больше 50 лет. Его трудовая биография насыщена событиями. После окончания в 1969 году Кировоградской Школы высшей летной подготовки ШВЛП началось становление Александра Борисовича в качестве авиационного специалиста - он сразу же был принят диспетчером Внуковских Авиалиний.

С 1969 по 1972 гг. он проработал диспетчером С Д Московского РЦ Единой системы УВД Внуковского Производственного объединения МТУ ГА, с 1981-го - первым заместителем начальника филиала "МЦ АУВД" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", а с 1985 года - руководителем полетов. С 2014 года Александр Нестеров трудится диспетчером планирования использования воздушного пространства МЗЦ ЕС ОрВД.

Человек, посвятивший большую часть своей жизни аэронавигации, не мог остаться незамеченным. Александр Борисович - обладатель различных отраслевых наград, в том числе, нагрудного знака "Отличник Аэрофлота" (1997 г.) и звания "Почетный работник транспорта и связи г. Москвы" (2009 г.).

Авиадиспетчер с самым большим стажем в ЕС ОрВД уверен, в эту профессию должны идти только морально сильные и интеллектуально подготовленные люди:

- По эмоциональной нагрузке профессия авиадиспетчера является одной из наиболее сложных. На мой взгляд, человек должен быть интеллектуально развит, стрессоустойчив и уметь максимально концентрироваться. Обязательно должно быть развито интуитивное видение и прогнозное мышление. Для успешного выполнения своей работы специалисты нашей профессии должны обладать знаниями из различных областей: воздушной навигации, авиационной метеорологии, радиоэлектроники, вычислительной техники, физики.

Умению Александра Борисовича постоянно учиться можно только позавидовать. По его словам, авиадиспетчер обязан образовываться всю жизнь.

- Есть такое расхожее выражение: "Авиадиспетчер всю жизнь учится". И это действительно так. Учеба - контроль - проверка. И такой процесс происходит непрерывно. К примеру, люди нашей профессии просто обязаны постоянно совершенствовать английский язык. И обучаться ему нужно за границей, что называется, "погружаться в среду". Поверьте, это не блажь. Это - требование времени, - считает он.

Сегодняшнюю аэронавигацию сложно представить без высоких технологий. Александр Нестеров уверен: больше следует полагаться на человека, а не на искусственный интеллект. По его мнению, люди в наши дни полностью попали в зависимость от технологической среды, и это чревато последствиями.

- В былые времена диспетчеры создавали трехмерную картинку воздушной обстановки в своей голове, а сейчас техника делает это за человека. И в этом неиспользовании своей памяти ничего хорошего нет, - сетует самый опытный авиадиспетчер России.

Мама на проводе

- Еще в детстве я любила наблюдать за низко пролетающими самолетами, а расположенная в нашем городе "вышка" (примеч. ред.: командно-диспетчерский пункт) напоминала мне "Эскимо". Уже тогда у меня не осталось сомнений насчет выбора будущей профессии, - рассказывает авиадиспетчер Санкт-Петербургского Р Ц Единой системы ОрВД (филиал "Аэронавигация Северо-Запада" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД) и по совместительству многодетная мать Екатерина Синицына.

Ее школьные подруги мечтали покорить мировой подиум или стать музой известного кинорежиссера. Екатерину подобные перспективы не прельщали - уже в старших классах она твердо решила поступать в Академию гражданской авиации, сегодняшний Санкт-Петербургский университет ГА.

Екатерина Синицына поступила в вуз без особых трудностей. Здесь же она встретила своего будущего супруга, которому затем было суждено стать летчиком. Будучи студенткой, Екатерина устроилась работать в аэропорт, а, окончив в 2009 году вуз с отличием, перешла в авиакомпанию. Некоторое время после этого трудилась в родном вузе.

Так сложилось, что женщине пришлось с самого начала совмещать работу в сфере гражданской авиации с не менее важным делом - с созданием первичной ячейки общества. Задача оказалась непростой, ведь молодая семья Екатерины быстро прирастала новыми членами. Но и "разводиться" с мечтой всей жизни - авиацией - женщина категорически не хотела.

Три года назад Екатерина Синицына устроилась авиадиспетчером. Работа, как известно, очень ответственная, от того - достаточно стрессогенная. Уже "на входе" в профессию женщине нужно было продемонстрировать свои лучшие качества.

- При приеме на работу оцениваются умения держать в голове большой объем информации, быстро анализировать и прогнозировать развитие ситуации, принимать решения, - рассказывает Екатерина. - И не надо думать, что женщины здесь могут рассчитывать на поблажки.

И все же к дамам в РЦ - особое отношение. По словам Екатерины Синицыной, здесь для них оборудованы специальные помещения для бытовых нужд, а мужчины-коллеги ведут себя исключительно галантно.

- Даже с пилотами не получается поспорить, - говорит Екатерина. - Они настолько вежливы и тактичны, что придраться не к чему. Обязательно пожелают доброй смены и приятного вечера.

Мать троих детей хорошо преуспевает и на семейном поприще. До начала рабочей смены отводит детей в школу и детский сад, после работы - в секцию и на тренировки. Если задерживается, на помощь приходит супруг. С ним у Екатерины полное взаимопонимание.

- Я была бы рада видеть моих детей в авиации, если они примут такое решение, - говорит женщина. - Ведь здесь работают самые благородные люди.

На краю неба

Певек, расположенный в Чукотском автономном округе, - самый северный город России. Здесь живет всего пять тысяч человек. Это место не лишено контрастов. С одной стороны, необычайной красоты природа, с другой - многочисленные заброшенные дома, следствие оттока местного населения.

Одним из главных достопримечательностей Певека можно считать местный аэропорт, который был открыт аж в 1939 году. Здесь вот уже 43 года трудится Виктор Казначеев. Все эти годы он осуществляет непосредственное управление воздушным движением службы движения Певекского центра ОВД филиала "Аэронавигация Северо-Востока" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". За свой труд ветеран авиадиспетчерского дела награжден почетным знаком "За безаварийное УВД" I степени.

Виктор Казначеев - родом из Курской области. Он всегда мечтал об авиации, поэтому после окончания школы попробовал поступить в летное училище. С первого раза не получилось, но парень не стал отчаиваться. Отслужив в армии, он сделал вторую попытку, которая оказалась более удачной: в 1976 году на основании результатов вступительных экзаменов он был принят на обучение по специальности "самолетовождение" в Рижское летно-техническое училище гражданской авиации. Учебное заведение Виктор Викторович окончил в 1979 году с квалификацией "Диспетчер службы движения".

После учебы Виктор Викторович по распределению был направлен в Чаунский объединенный авиаотряд Магаданского управления гражданской авиации, расположенный в аэропорту города Певека. После сдачи второго этапа государственных экзаменов и зачисления на должность диспетчера службы движения III класса пункта АДП остался в этих местах. Создал семью, вырастил трех дочерей, которые уже давно переехали на "материк", а его родным домом осталась Чукотка.

- Что такое аэропорт Певек тех лет и Чаунский объединенный авиаотряд? Это Чукотка, 70-я широта, Крайний Север нашей страны, полярные дни и ночи, сложные климатические условия, суровые зимы, трескучие морозы, бытовая неустроенность и северная романтика, унты и меховые куртки и работа, - говорит Виктор Викторович. - Работа за Полярным кругом с колоссальным объемом работ на участке, обслуживающем важнейшую транспортную артерию региона.

С середины 80-х годов прошлого века, уже будучи специалистом первого класса, Виктор Викторович постоянно исполняет обязанности старшего диспетчера, руководителя полетов аэродрома, тесно взаимодействуя со всеми службами аэропорта, обеспечивающими полеты воздушных судов.

Рабочий день Виктора Казначеева начинается с прохождения медицинского контроля, затем он изучает поступившую информацию, суточный план, поступившие ограничения на использование воздушного пространства. Далее - проведение предсменного инструктажа с участием представителей аэропорта Певек, метеослужбы, служб обеспечения полетов, прием дежурства персоналом на рабочих местах, непосредственное УВД и по окончании смены - итоговый разбор. Вот что говорит Виктор Викторович о своей профессии:

- Основная цель, которая должна быть нами достигнута, - это обеспечение безопасности полетов, их экономичность и регулярность. Отсюда и специфика работы - выдерживание безопасных интервалов между воздушными судами (эшелонирование) при полете по маршруту, в переменном профиле, при выполнении взлетов и посадок. Можно сказать проще: авиадиспетчер - это регулировщик, только вместо дорожного полотна у нас весь "пятый океан", другое измерение. А в нем также бывают "пробки", только в них не стоят, а двигаются и двигаются на огромных скоростях.

Отношение к выбору Виктора Викторовича у друзей и близких неоднозначное: одни удивляются, другие восхищаются. У самого авиадиспетчера все предельно однозначно. "Авиация - это моя жизнь", - говорит он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Sky review». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка