Двигатели прогресса
Двигатель в авиации - это сердце самолета. Вот уже 85 лет пермские профессионалы дают жизнь отечественным летательным аппаратам, обеспечивая их крепкими сердцами, настоящими "пламенными моторами"
Двигатель в авиации - это сердце самолета. Вот уже 85 лет пермские профессионалы дают жизнь отечественным летательным аппаратам, обеспечивая их крепкими сердцами, настоящими "пламенными моторами". "ОДК-Пермские моторы" - одно из ведущих предприятий авиационного газотурбинного двигателестроения России. Сегодня в его компетенции не только серийный выпуск авиадвигателей, но и производство газотурбинных установок для электростанций и транспортировки газа.
Наследуя славу и традиции предшественника
"ОДК-Пермские моторы" - правопреемник успешно работающего в Перми с 30-х годов ХХ века крупнейшего производителя авиационных двигателей, который вошел в историю города как моторостроительный завод № 19 имени Сталина (затем - имени Свердлова). Поэтому летопись предприятия можно смело вести с даты образования ПМЗ.
Производство авиационных моторов в Перми начали осваивать в 1932 году, еще в период строительства завода, но в полную силу оно развернулось с июня 1934-го, после того как было принято решение об изготовлении на этой площадке звездообразного поршневого мотора М-25 "Циклон" (по лицензии американской фирмы "Кертис Райт").
Пермяки наладили выпуск мотора в рекордно короткий срок. И в декабре 1936 года коллектив получил свою первую награду - орден Ленина "…за высокое качество мотора М-25 и досрочное выполнение государственных программ".
Во время войны предприятие увеличило свои мощности в 2 раза, в 3 раза - объемы производства. Производство моторов перевели на серийный поток, благодаря чему за 4 года 5 самолетных заводов получили почти 32 тыс. моторов. Ими оснащались боевые самолеты, в том числе знаменитые Ла-5, Ла-7, Су-2 и Ту-2.
За свой труд во имя Победы предприятие было удостоено награды - ордена Красного Знамени.
Возвращение страны к мирной жизни потребовало новых производств. В 50-е и 60-е годы в Перми стали выпускать редукторы для вертолетов, жидкостные ракетные двигатели, товары народного потребления.
Постепенно, внедряя передовые технологии и осваивая новую продукцию, ПМЗ превратился в крупнейшее предприятие отрасли. С переходом авиации с поршневых на реактивные двигатели завод укрепил свои позиции и стал надежным партнером всемирно известных фирм Туполева, Ильюшина, Микояна, Миля, Мясищева.
Впервые в СССР здесь начали серийно выпускать двухконтурные газотурбинные двигатели Д-20П (для Ту-124), экономичные Д-30 для Ту-134, массовые ТВ2-117 для Ми-8.
Потребности страны в двигателях для гражданской авиации завод обеспечивал на 60%, за что и был в 1970 году награжден вторым орденом Ленина и орденом Октябрьской революции - в 1984-м.
Новые ниши: теперь и для "нефтянки"
В 80-е годы моторостроители успешно освоил производство двигателя 4 поколения ПС-90А - для самолетов Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, Ил-76.
Коллектив приступил к его серийному выпуску, и это позволило России на рубеже веков конкурировать с ведущими мировыми производителями авиационной техники и лучшими двигателями своего класса - PW2000 (Pratt&Whitney, США), RB211 (Rolls-Royce, Великобритания).
В 1990-е годы продукция "Пермских моторов", что называется, спустилась с небес на землю: завод занял новую нишу промышленного применения газотурбинных двигателей в нефтегазовом секторе.
Новинки продукции предназначались для работы в составе газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций магистральных газопроводов, газотурбинных электростанций. Сейчас АО "ОДК-Пермские моторы" производит более 10 типов ГТУ мощностью от 2,5 до 25 МВт.
В 2008 году предприятие вышло на новый виток развития: Пермский моторный завод начал работать в составе Объединенной двигателестроительной корпорации.
АО "ОДК-Пермские моторы" - серийный производитель и основной поставщик авиационных двигателей для ряда самолетостроительных заводов. Это ПАО "ВАСО" (самолеты ИЛ-96-300), ульяновское АО "Авиастар-СП" (Ту-204, Ил-76-90А), Казанское ПАО "КАПО им. С.П. Горбунова" (самолеты Ту-214).
Предприятие обслуживает двигатели, которые находятся в эксплуатации во многих авиакомпаниях, наиболее крупные из них - СЛО "Россия", Red Wings, Cubana de Aviacion S.A., "Волга-Днепр" и т.д. Кроме того, пермяки выполняют капремонт двигателей и поставляют запчасти авиаремонтным заводам России, Украины, Индии и США.
Активно развивается сотрудничество с заказчиками наземной газотурбинной техники. Ключевые потребители пермской продукции - это дочерние структуры ПАО "Газпром", компании нефтегазового комплекса РФ и предприятия по энергетике и электрификации.
Сегодня в АО "ОДК-ПМ" решают новые амбициозные задачи в рамках реализации важнейших проектов российской авиации. Шаг за шагом моторостроители уверенно приближаются к освоению ПД-14 - двигателя 5-го поколения для самолета МС-21.
В конце 2018 года новый перспективный двигатель получил сертификат типа Росавиации, его серийное производство уже начато.
Работа с кадрами - инвестиции в будущее
Моторостроители заботятся о будущем предприятия, о своей молодой смене. Одно из приоритетных направлений политики "ОДК-ПМ" - профессиональное обучение и повышение квалификации персонала.
Созданная здесь система подготовки кадров позволяет решить проблему кадрового голода, способствует закреплению работников на заводе.
Уже 5 лет на "Пермских моторах" действует Авиационный учебный центр (АУЦ). За это время здесь обучены более 17 000 слушателей, из них 5 000 - руководители, 4 000 - специалисты и 8 000 - рабочие.
Центр интенсивно развивается. С начала его работы значительно увеличилось количество направлений и учебных программ, в распоряжении АУЦ появился учебный участок с универсальными станками для студентов профильных учебных заведений. Практику в цехах и подразделениях завода за эти годы прошли порядка 2 000 студентов.
Расширилась и аудитория слушателей: новые знания получают не только сотрудники завода, студенты-практиканты городских техникумов, но и специалисты компаний, эксплуатирующих двигатели "ОДК-Пермские моторы". Специально для них в макетных классах установлены полноразмерные ПС-90А и ГТУ-4П.
Стоит отметить, что ежемесячно в АУЦ разрабатывается 3-5 учебных программ.
Как рассказали преподаватели, в ближайшее время стартуют новые программы для изучения конструкции авиационного двигателя ПД-14. Они будут интересны не только летным и техническим службам авиакомпаний, но и специалистам эксплуатации предприятий ОДК, а также Корпорации "Иркут" - разработчику и производителю МС-21.
- АУЦ стал настоящим образовательным центром завода, - говорит директор по персоналу Ольга Красавина. - Он позволяет передавать молодежи знания, которыми обладают наши высококлассные специалисты, и это - бесценная инвестиция в будущее.
Без пятнадцати сто
В июне этого года на предприятии отметили 85-летие "Пермских моторов". Поздравляя сотрудников и ветеранов с юбилейной датой, управляющий директор "ОДК-ПМ" Сергей Попов отметил, что спустя почти век бывший ПМЗ стал высокотехнологичным предприятием, которое выпускает лучшие двигатели для российской гражданской авиации, транспортировки нефти и газа.
- Я горжусь нашим замечательным коллективом - настоящей командой единомышленников, - подчеркнул руководитель. - Благодаря вашему профессионализму мы производим высококлассную продукцию, востребованную в стране и за ее пределами. Уверен, что через 15 лет достойно отметим столетие.
Завод никогда не замедлял темпы своего развития. И сейчас здесь возводят современные корпуса, проектируют дополнительные производственные мощности, закупают новые станки. На предприятии работает более 10 000 человек....