Столичная вечерняя газета
22 сентября 2003, 10:42
Бюрократы сорвали крупный авиационный контракт
По контракту, подписанному премьерами России и Китая в сентябре 2001 года, Россия должна была поставить Китаю 15 российских самолетов нового поколения Ту-204С. Лайнер способен перевезти в контейнерах международного класса 27 тонн груза на расстояние 3500 км или груз весом в 12 тонн - на 6750 км. Цена соглашения по договоренности сторон составляет коммерческую тайну. В сущности это секрет Полишинеля: на мировом рынке один абсолютно новый Ту-204С стоит $33-35 млн, и эту цифру нетрудно умножить на 15. Выполнение контракта не только дало бы российскому авиапрому деньги, но и позволило бы "зацепиться" за бескрайний китайский рынок грузовых и пассажирских авиаперевозок. А сегодня там доминируют известные западные компании - Boeing (70% всех самолетов) и Airbus (остальные 30%). Китайской стороне очень важно не зависеть от одного или двух монопольных авиаперевозчиков. Чем больше будет самолетов различных фирм в их небе, тем увереннее, эффективнее и бесперебойнее станут работать китайские авиакомпании.
Первый Ту-204 должен был появиться в Поднебесной через 18 месяцев после согласования с заказчиком "технического лица" самолета и начала финансирования работ. Прошло 24 месяца, на стапелях ульяновского завода "Авиастар-СП", где должны были выполнять китайский заказ, не выставлены даже шасси будущих "воздушных извозчиков". Почему?
Главный конструктор проекта, заместитель генерального конструктора ОАО "Туполев" Олег Алашеев назвал основной причиной задержки работ сложности с их финансированием. Китайская сторона перевела свою долю средств в российские банки, но снять деньги с безотзывного аккредитива можно будет только тогда, когда самолеты будут поставлены Поднебесной. Нужны кредиты. Западные банки требуют за них слишком большие проценты (не менее 9% годовых), которые могут съесть всю прибыль от заказа. А отечественные боятся повышенного риска кредитования родных авиазаводов, чья судьба, в том числе и ульяновского "Авиастара", часто непредсказуема - обанкротиться они могут в любой момент. "Авиастар" сейчас "воюет" с губернатором области Владимиром Шамановым, просит его реструктурировать многолетние долги за электричество и тепло, которые накопились во время дефолта и кризиса авиапрома. Тот не соглашается, грозит банкротством, и его тоже можно понять. Кто в этой ситуации рискнет своими капиталами?
- Нам нужно $50 млн на начало работ, - говорит заместитель генерального конструктора ОАО "Туполев" Олег Алашеев, - или хотя бы гарантированный график ежемесячного или ежеквартального поступления этих средств по $10-15 млн. Тогда можно закупить комплектующие, начать сборку. Только один двигатель "Роллс-Ройс" стоит $6,2 млн. Где их взять?
Вопрос, конечно, интересный. Адресовать его стоило правительству и его премьер-министру, который скрепил контракт своей подписью. И, наверное, в этот момент был прекрасно осведомлен о финансовом положении авиазавода.
Но интереснее всего то, что г-н Алашеев оптимизма не теряет. У Ту-204С уже сложившийся авторитет. Его эксплуатируют российские авиакомпании "Сибирь", "Внуково", президентская "Россия", "Кавминводы авиа", Kras Air, египетские Air Cairo, AIRREP, российско-египетская SIROCCO, известный европейский грузо-почтовый перевозчик ТНТ. Рынок грузовых перевозок в Поднебесной, говорит заместитель генерального конструктора, можно сказать, только начинает расти. Он немереный. Особенно важны для Пекина и Шанхая воздушные направления на Японию и Тайвань. И если наши самолеты в ходе первых месяцев эксплуатации проявят себя на достаточно высоком уровне, можно ждать заказов не только на 10-15 машин, но и на сто и больше. Китайские партнеры гарантируют такой опцион. Олег Алашеев считает, что встреча Михаила Касьянова с китайским премьером Цзян Цзэминем поможет сдвинуть очень важный как для России, так и для Китая проект с точки замерзания....
Авторские права на данный материал принадлежат «Столичная вечерняя газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции