АвиаСоюз
14 ноября 2019, 15:35
Россия в мировом авиационном сообществе
Об участии России и ее инициативах в деятельности ИКАО и других аспектах международной деятельности нашей страны в области гражданской авиации в эксклюзивном интервью журналу "АвиаСоюз" рассказал руководитель Росавиации Александр Нерадько
"АС": Александр Васильевич, за многолетний период членства России в ИКАО принято большое число важнейших документов в различных сферах мировой гражданской авиации. Какие предложения были инициированы Российской Федерацией при разработке Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО?
А.Н.: Хотел бы напомнить, что СССР присоединился к Чикагской Конвенции в ноябре 1970 г. при активном участии министра гражданской авиации ССР Бориса Павловича Бугаева. Спустя еще 21 год Российская Федерация была признана правопреемником СССР в ИКАО со времени присоединения СССР к Чикагской Конвенции. Таким образом, история членства Российской Федерации в ИКАО ведется, начиная с вступления Советского Союза в ИКАО в 1970 г.
Россия в качестве полноправного члена оказывала и продолжает оказывать влияние на формирование политики этой авторитетной международной организации во всех сферах ее деятельности. С учетом национальных интересов наша деятельность направлена на защиту и поддержку решений, при которых отечественная гражданская авиация сохраняет возможность беспрепятственно осуществлять полеты на международных воздушных трассах, в т. ч. с использованием воздушных судов отечественного производства, получать в рамках ИКАО информацию по передовому зарубежному авиационному опыту и внедрять его в отечественную практику.
Для продвижения российских инициатив широко используются открытые трибуны ИКАО: различные конференции, специализированные совещания, симпозиумы, семинары, заседания комитетов, комиссий, групп экспертов. Это оказывает существенное влияние на разработку Стандартов ИКАО, содержащихся в Приложениях к Чикагской Конвенции, и формирование политики Организации во всех направлениях ее работы.
Наша страна стала вторым государством в мире, предоставившим в 1996 г. мировому авиационному сообществу возможность использования на безвозмездной основе навигационного сигнала национальной спутниковой группировки ГЛОНАСС, внедрение которой в корне изменило существовавшую концепцию глобальной аэронавигации, равно, как и содержание соответствующих нормативов.
Российская Федерация, как государство-член ИКАО, впервые публично заявила о главенствующей роли человеческого фактора в авиационных происшествиях и доказала необходимость принятия неотложных мер и действий в целях достижения существенного ограничения влияния этого фактора на безопасность полетов, а также инициировала и активно поддержала разработку ИКАО требуемых стандартов и инструктивного материала.
Признавая безальтернативность процесса либерализации на авиатранспорте в целом, Россия последовательно выступает за право государства устанавливать такие нормативы регулирования своего воздушного транспорта, которые соответствует конкретным экономическим условиям его развития.
"АС": Безопасность полетов - основа деятельности гражданской авиации. Как вы оцениваете выполнение Российской Федерацией рекомендаций по итогам проводимых ИКАО аудиторских проверок в сферах безопасности полетов и авиационной безопасности?
А.Н.: Обеспечение безопасности полетов всегда было и остается приоритетом в гражданской авиации нашей страны. Основной авиационный документ России - Воздушный кодекс - устанавливает, что реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами ИКАО. Это стимулирует совершенствование нашего воздушного законодательства на основе положений Приложения 19 "Управление безопасностью полетов" к Конвенции о международной гражданской авиации.
Росавиацией ведется системная работа по повышению уровня безопасности полетов. С целью предотвращения авиационных происшествий нами разрабатываются рекомендации по безопасности полетов, в том числе по результатам расследований авиационных происшествий.
Например, в 2019 г. предприятиям и организациям гражданской авиации России направлены 11 Информаций по безопасности полетов с учетом оперативной информации о факторах опасности при эксплуатации и обеспечении полетов воздушных судов, произошедших в текущем году.
С 2014 г. в Росавиации создан и постоянно обновляется "Архив материалов расследований инцидентов и производственных происшествий". Он позволил сформировать сеть коллективного использования информации о безопасности полетов среди всех пользователей авиационных систем и содействия свободному обмену информацией о фактических и потенциальных недостатках в области обеспечения безопасности полетов, как это предусмотрено рекомендациями Приложения 19 "Управление безопасностью полетов" к Конвенции о международной гражданской авиации.
Основная цель формирования такого архива - обеспечение доступа заинтересованных ведомств и организаций к результатам расследований в целях разработки и реализации профилактических мероприятий по предотвращению авиационных происшествий в последующем.
О проверках ИКАО. В июне 2019 г. в Российской Федерации проведена плановая проверка в рамках механизма непрерывного мониторинга Универсальной программы проверок ИКАО в сфере обеспечения авиационной безопасности. Это был уже третий цикл проверок, два предыдущих мы прошли успешно, включая второй, когда Россию проверял Контртеррористический комитет ООН, который выдал заключение о том, что органы государственной власти принимают все возможные меры для обеспечения безопасности.
В ходе июньской проверки 2019 г. аудиторы ИКАО осуществили комплексный аудит системы обеспечения авиационной безопасности в РФ, в том числе, практической реализации государственных требований в данной сфере в аэропортах Шереметьево и Пулково. По результатам проверки отмечено практически полное соблюдение Россией Стандартов ИКАО в области авиационной безопасности (95%), что соответствует лучшим международным практикам.
Экспертами-аудиторами ИКАО также даны рекомендации, которые будут учтены и, я уверен, окажут положительное влияние на государственную политику в сфере обеспечения авиационной безопасности.
Необходимо впредь, опираясь на большой опыт экспертов ИКАО, проводить работу по повышению эффективности государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, всестороннего повышения культуры безопасности, как среди персонала, так и пассажиров в тесном взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, эксплуатантов, бизнес-сообщества и потребителей.
"АС": Александр Васильевич, каковы Ваши впечатления о 40-й юбилейной сессии Ассамблеи ИКАО, прошедшей недавно в Монреале.
А.Н.: Говоря о 40-й юбилейной сессии Ассамблеи ИКАО, важно начать с того, что в Совет ИКАО на очередной трехлетний период традиционно избрана Российская Федерация. Наша страна номинирована по I группе состава Совета ИКАО - государств, играющих ведущую роль в воздушном транспорте. Считаю это показательным итогом продолжающейся эффективной деятельности России в мировом авиационном сообществе.
Генеральный секретарь ИКАО д-р Фан Лю, открывая Ассамблею, отметила, что "в этом году на сессии Ассамблеи присутствует рекордное число зарегистрированных участников, а также, что в ходе подготовки к этому мероприятию было обработано рекордное число рабочих и информационных документов". Это - предложения в развитии политики ИКАО в сферах аэронавигации, авиационной безопасности, упрощения формальностей. К числу приоритетных задач 40-й сессии Ассамблеи ИКАО, наряду с решением вопросов в сфере безопасности осуществления воздушных сообщений, отнесены вопросы внедрения инноваций и наращивания потенциала, регулирования рыночными мерами авиационной эмиссии углерода, существенного повышения ИКАО качества лингвистического обслуживания, что в ходе прошедшей Ассам-блеи получило широкую поддержку со стороны государств-членов ИКАО.
В настоящее время Чикагская Конвенция продолжает быть активно функционирующим действенным основополагающим документом международного воздушного права.
Ее значимость и совершенство подтверждается 75-ю годами существования, за которые текст Конвенции не претерпел значительных изменений. Внесены только две дополнительные статьи (3 бис и 83 бис) по проблемам, появление которых невозможно было предвидеть на время подписания, а также поправки, связанные с увеличением членского состава ИКАО. Каждое из указанных изменений носит разъяснительный или информативный характер, не меняя духа и направленности Конвенции.
Вместе с тем, при удвоении мировых авиаперевозок каждые 10-15 лет, последовательно развиваются и совершенствуются 19 Приложений к Конвенции, которые к настоящему времени содержат уже более 12 тыс. международных Стандартов и положений Рекомендуемой практики.
Очень важно, чтобы Международная организация гражданской авиации продолжала служить глобальной площадкой для плодотворного многостороннего сотрудничества в области международной гражданской авиации, а ее основополагающий документ - Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. - оставался надежной фундаментальной основой в решении сложных проблем и ответов на масштабные вызовы, возникающие в поступательном развитии мировой гражданской авиации.
"АС": Александр Васильевич, благодарю Вас за информативное интервью для журнала "АвиаСоюз".
А.Н.: Пользуюсь возможностью поздравить Вас и Ваших коллег с 15-летием авторитетного авиационного журнала "АвиаСоюз"! Творческих успехов, разнообразия тематики, расширения читательской аудитории!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции