О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Мы живем мечтой - делать лучшие двигатели в мире". Четверо сотрудников "ОДК - Сатурн" получили госнаграды

Двенадцатого ноября в зале Ярославского художественного музея собрались те, кто показал выдающиеся результаты в профессии и общественной деятельности. Среди награжденных - работники рыбинского ПАО "ОДК - Сатурн"

Вручение государственных наград - церемония торжественная и волнительная для всех участников. Она собирает людей неординарных, чьи достижения имеют особую ценность не только для отдельного региона, но и для России. Двенадцатого ноября в зале Ярославского художественного музея собрались те, кто показал выдающиеся результаты в профессии и общественной деятельности. Среди награжденных - работники рыбинского ПАО "ОДК - Сатурн" (входит в "Объединенную двигателестроительную корпорацию" Госкорпорации "Ростех"). Журналист "Черемухи" Ирина Рязанова узнала, что помогает воспитать характер для высоких достижений, откуда берутся стимулы и почему между конструктором и поэтом много общего. Вклад в общее дело Высокие потолки, портреты деятелей России на стенах, украшенных фальш-колоннами, старинная изящная мебель, огромная хрустальная люстра - обстановка подчеркивает особый статус проводимых здесь мероприятий. В этом году работа 25-ти представителей региона отмечена знаками отличия. В приветственной речи губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов подчеркнул, что в регионе немало выдающихся, талантливых людей, преданных своему делу, профессии. - Я искренне поздравляю всех, кто удостоен высокой оценки и находится сейчас в этом зале. Вас объединяет умение работать с полной самоотдачей. Самое главное - вы добиваетесь поставленных целей, работаете на результат. Ваша ответственность, личные качества служат нравственным и профессиональным ориентиром для жителей нашего региона, - сказал губернатор. Среди собравшихся немало работников ярославских и рыбинских заводов. Как отметил Дмитрий Миронов, основа промышленности региона - машино- и приборостроение. Троим сотрудникам "ОДК - Сатурн" губернатор вручил медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени: доктору технических наук, главному техническому аудитору по конструкционной прочности отдела перспективных разработок и экспериментальных исследований газотурбинных двигателей Александру Михайлову; кандидату технических наук, эксперту конструкторского отдела турбин Станиславу Пиотуху; полировщику лопаток пятого разряда корпуса № 35 Михаилу Косареву. Основной смысл награды - подчеркнуть заслуги специалиста перед страной. "Польза, честь и слава" - такой девиз выгравирован на обратной стороне медали ордена. - Я воспринимаю награду не как личную - это заслуга всего нашего коллектива. В этом году мы отмечаем 80-летний юбилей конструкторского бюро. Медаль - символичный итог нашей совместной работы, - отметил Александр Михайлов. - Но останавливаться на достигнутом мы не собираемся и впредь будем выполнять все поставленные перед "Сатурном" задачи. Кандидату технических наук, эксперту по вибродиагностике газотурбинных двигателей Владимиру Посадову присвоили почетное звание "Заслуженный изобретатель России". Эта награда учреждена относительно недавно, в 2012-м году. Она присваивается авторам изобретений, которые внедрены в производство и имеют важное государственное значение, "за крупный вклад в технический прогресс и многолетнюю плодотворную изобретательскую деятельность", говорится в соответствующем документе о награде. Чуть более полутысячи человек в России обладают этим званием. - Мы гордимся предприятием, на котором работаем, и делаем все зависящее от нас для поддержания его репутации, как одного из лидеров отечественного двигателестроения, - сказал Посадов от имени награжденных моторостроителей. - Считаю, что работа каждого из нас - вклад в общее дело. Люди и судьбы Станислав Пиотух пришел на завод в 1967-м году, начал работать мотористом. Вспоминая детство, проведенное на выселках в Архангельской области, признается: судьба оказалась к нему, сыну репрессированного, благосклонна. В то время один лишь этот факт мог стать причиной, по которой человеку отказывали не только в работе на государственном предприятии стратегического значения, но даже в поступлении в вуз. Пиотух окончил Московский авиационный институт, потом студенту предложили продолжить учебу в аспирантуре - именно в это время он уже твердо решил связать свою жизнь с рыбинским моторным заводом. Талант к инженерному делу проявился сразу. Под руководством и при непосредственном участии Станислава Мечиславовича проходили разработка, исследование и испытание турбины большинства изделий, производимых в "ОДК - Сатурн". Пиотух имеет 16 авторских свидетельств СССР и 25 российских патентов. Он является единственным автором трех изобретений, ведущим соавтором 38-ми. Изобретения Станислава Пиотуха относятся к области турбостроения: его предложения используют для создания газотурбинных двигателей и установок в авиационной промышленности и моторостроении. Сейчас Пиотух руководит конструкторским отделом турбин. Он уверен: профессия инженера никогда не потеряет актуальности, ведь без создания чего-то принципиально нового - технологий, механизмов, методов - невозможно развитие. - Я ведь десятиборец по жизни - в юности занимался этим видом спорта. Видимо, спорт приучил к многозадачности, когда достижение одной цели немыслимо, без достижения другой, - признается Станислав Пиотух. - Горжусь тем, что участвовал в создании отдела по экспериментальной работе, стендовых разработках, воспитал многих специалистов. Инженерная работа захватывает и увлекает - это действительно можно назвать делом всей жизни. Быть инженером - значит быть творцом. Нужно не только понять техническое задание, уметь прочитать чертеж, но и создать его! А для этого важно досконально знать проблему, оценить состояние вопроса - и не только в России, а мире. Иначе можно потратить время на изобретение того, что другие уже внедрили в производство. Мне интересно руководить экспериментаторами, конструкторами - это тоже творческая, нестандартная работа. Мало того, именно благодаря поддержке талантливого коллектива, единомышленников можно действительно заниматься изобретательством, искать нестандартные решения для актуальных задач. Александр Михайлов работает на "Сатурне" почти 45 лет - после окончания Рыбинского авиационного технологического института и службы в армии сразу устроился на завод инженером-конструктором. За эти годы он внес более двух десятков рационализаторских предложений, получил 26 авторских свидетельств и патентов на полезные модели, девять из которых используются в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, а также нашли применение в серийном производстве. Но особо он гордится одним из первых изобретений - созданием охлаждаемой лопатки турбины для вертолетного двигателя. Михайлов вспоминает: разработку сразу же внедрили в производство, потому и эффект от нее оказался очевидным, понятным. - Работа конструктора сродни творческому вдохновению поэта: ты думаешь, размышляешь, анализируешь промежуточные результаты, и в какой-то момент словно муза посещает - находишь правильное решение проблемы, - рассуждает Михайлов. - Каждый, кто выбрал для себя путь конструктора, должен понимать: без усовершенствований, изобретения нового, он не состоится как специалист. Мне повезло: в конструкторском бюро я сразу попал в особую среду - творческих, увлеченных своим делом людей, настоящих профессионалов. Думаю, во многом именно они - наставники, коллеги - определили мою судьбу. Помню, из 70-ти выпускников РАТИ только шесть лучших могли рассчитывать на работу в этом легендарном коллективе - это ли не свидетельство престижа конструкторского труда? И сами инженеры были людьми незаурядными: кто-то занимался спортом, кто-то стихи писал, участвовали в общественной жизни. Сейчас главные ценности - материальный достаток, карьера. Не скажу, что для нас это было не важно, но главное в том, что мы жили мечтой - сделать лучшие двигатели в мире. Михаил Косарев пришел на торжественную церемонию вместе с сыном Никитой. Являясь универсальным специалистом, он в совершенстве освоил профессию полировщика лопаток. Лопатка - это та деталь ротора турбины, которая работает под колоссальными нагрузками, поэтому к ней предъявляют самые жесткие требования по качеству, надежности и долговечности. За 30 лет работы на "Сатурне", Косарев довел обработку деталей сложной конфигурации до совершенства, уменьшив допуски до 0,05 миллиметра, при этом не допуская брака или срыва установленных сроков. Сын Никита - один из его учеников, работающих на рыбинском предприятии. - Счастлив, что мою работу так оценили. У меня ведь очень простая биография, в одно предложение укладывается: "школа - армия - завод". Скажете, скучно? На самом деле, у нас интересно, ни разу не думал о том, чтобы сменить работу. Помню "лихие 90-е" - тогда тяжело было, многие уходили с предприятия. Пережили мы и этот период, - вспоминает Косарев. - Лопатка лишь внешне выглядит просто, и то на взгляд человека, далекого от техники. На самом деле это деталь со сложным профилем, который нельзя изменить даже на долю миллиметра. Это ведь не механическая работа - деталь надо в прямом смысле чувствовать: неаккуратное движение - и срежешь лишнее, допустишь брак. Работа требует сосредоточенности, не каждый выдерживает, поэтому многие ученики уходят, выбирают более легкую профессию. Владимир Посадов за 30 лет работы на "Сатурне" прошел путь от испытателя-механика четвертого разряда до начальника конструкторского отдела. В 2000-м году защитил кандидатскую диссертацию. Уже восемь лет он - признанный эксперт по вибродиагностике газотурбинных двигателей. В копилке Посадова 25 патентов, из них 23 - на изобретения, два - на полезные модели. Результаты своей работы он описывает в научных публикациях, а их более 80-ти. Кроме того, Владимир Валентинович является председателем государственной аттестационной комиссии РГАТУ по защите дипломных проектов. - Звание "Почетный изобретатель" - это не итог моей работы, а стимул для ее продолжения, - говорит Посадов. - Знаете, по большому счету, изобретательство - это способ исполнения технического задания с применением творческого подхода. Поиск нового начинается с вопроса, формулирования проблемы, которую необходимо решить. Причем, нужно понимать, что невозможно такой работе посвящать отведенное Трудовым кодексом время - с восьми утра до пяти вечера. Увлеченность, склонность к научному труду - это необходимые качества не только для изобретателя, но для любого инженера. Мы создаем новое, то, что спустя некоторое время станет нормой жизни для людей, сделает быт удобным, безопасным, качественным. В этом смысл нашей работы, наше предназначение, наша судьба....
Авторские права на данный материал принадлежат «Черемуха». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка