Коммерсантъ
1 октября 2003, 10:44
"Воздушный старт" приземлили
Аэрокосмическая корпорация (АКК) "Воздушный старт" образована на базе созданной в мае 1997 г. совместной рабочей группы (воронежские предприятия - авиакомпания "Полет" и конструкторское бюро "Химавтоматика" и ряд крупных авиакосмических предприятий России и Украины) для создания системы выведения космических аппаратов весом до 4 тонн на низкие орбиты с использованием модифицированного самолета Ан-124-100 "Руслан". Самолет поднимает ракету в воздух и сбрасывает ее в районе экватора, а ракета, используя меньшее количество топлива, летит в космос. "Цена доставки" одного килограмма полезного груза на орбиту "Воздушным стартом" составляет около $5 тыс., в то время как традиционными ракетными системами - $12-15 тыс. При этом ракета "Полет" даже при запуске с земли намного эффективнее других ракетоносителей по себестоимости. Запуск спутников планируется проводить в Индонезии, которая географически расположена на экваторе.
Разработка проекта запуска космических ракет с тяжелого самолета "Руслан" ведется уже четыре года. В программе, кроме воронежских компаний, принимают участие государственный ракетный центр "КБ им. академика Макеева", НПО "Автоматика" и другие крупные авиакосмические предприятия России и Украины. В октябре этот проект будет защищаться на научном совете "Росавиакосмоса". Для этого авиакомпания "Полет" взяла в аренду у Министерства обороны России в 2000 году четыре выведенных за штат ведомства самолета Ан-124 "Руслан".
Как рассказал корреспонденту "Ъ" главный конструктор АКК "Воздушный старт" Роберт Иванов, "Росавиакосмос" обратился в "Воздушный старт" с просьбой модифицировать ракету "Полет", которая могла бы взлетать с территории России для решения военных задач. По данному вопросу прошло расширенное совещание, на котором в программу "Воздушный старт" были внесены коррективы по поводу модификации ракеты, чтобы она могла взлетать и с земли. "Наша ракета может взлетать и с земли, только ее грузоподъемность при этом снижается до 2,3 тонны", - объяснил господин Иванов. "Полеты" смогут взлетать как с "Руслана", так и с космодрома в Плесецке. Соответствующее соглашение между АКК "Воздушный старт" и "Росавиакосмосом" будет подписано в ближайшие дни. Однако этот проект, как и вся программа "Воздушного старта", оказался под угрозой срыва.
По словам Роберта Иванова, главная проблема в реализации программы "Воздушный старт" возникла с финансами. Общая стоимость реализации проекта - $125 млн. По соглашению с "Росавиакосмосом", часть финансирования возьмет на себя федеральный бюджет. Кроме того, сейчас ведутся переговоры с Европейским советом экономического развития, который может полностью профинансировать проекта для оказания помощи Индонезии, с территории которой будут производиться запуски. "Проект окупится за три года, так как уже есть десятки заказов, но инвесторов отталкивает российская нестабильность", - сообщил господин Иванов.
С назначением нового главнокомандующего ВВС РФ Владимира Михайлова у "Воздушного старта" начались серьезные проблемы, которые могут привести к свертыванию военного заказа в рамках этой программы. ВВС РФ потребовало либо платить аренду за "Русланы", либо вернуть их в ВВС. По словам генерального директора АК "Полет" и президента АКК "Воздушный старт" Анатолия Карпова, эти самолеты шесть лет "гнили" на базе ВВС и когда их брали в аренду, то они представляли собой "груду металлолома". В ремонт каждого из самолетов было вложено около $12 млн. "В соответствии с законом, пока мы не компенсируем вложенные в ремонт самолетов деньги, мы не должны вносить арендную плату", - сказал господин Карпов. Самолеты были модернизированы в Ан-124-100 для перевозки и запуска космических ракет по программе "Воздушный старт". "Однако после того, как самолеты были отремонтированы и начали летать, ВВС РФ потребовало заплатить, несмотря на вложенные в ремонт деньги, за их аренду и через суд собирается забрать отданные нам в аренду самолеты", - рассказал господин Карпов. По каждому из четырех взятых в аренду самолетов ведутся отельные арбитражные суды. Последний суд состоялся в начале сентября и отказал ВВС РФ во взыскании с воронежской авиакомпании "Полет" арендной платы за самолет Ан-124-100 "Руслан". В "Воздушном старте" сообщили, что их "Русланы", предназначенные для перевозки космических ракет Минобороны, хотят передать частной транспортной авиакомпании.
В пресс-службе ВВС РФ корреспонденту "Ъ" сообщили, что новый главком ВВС РФ Владимир Михайлов провел ревизию и обнаружил, что за арендованные самолеты не платятся деньги. Только по одному самолету Ан-124 претензии Минобороны составляют 468 млн руб. (аренда плюс штрафные санкции). В связи с этим ВВС РФ обратились в арбитражный суд с исками о взыскании денег с авиакомпании "Полет". Однако пока ВВС РФ все суды проигрывают и стараются обжаловать их в вышестоящих инстанциях....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции