Труд
24 января 2020, 08:34
В Раменском нелетная погода
Жанр открытого письма нынче не в моде, но это послание на имя президента России, подписанное 23 Героями Советского Союза и России, заслуживает особого внимания
"Уникальность ЛИИ заключается в проведении опережающих летных исследований на летающих лабораториях новых разработок ученых, которые в последующем используются при создании и испытании перспективной техники", - объясняют свою тревогу авторы письма. Разорвать эту цепь - потерять единственный в стране комплексный летный научно-исследовательский и испытательный институт.
ЛИИ стал альма-матер целой плеяды известнейших ученых, инженеров, пилотов, которые когда-то выводили нашу авиатехнику на передовые позиции в мире. Взлетная полоса аэродрома протяженностью 5,5 км - самая длинная в Европе. Ее в свое время возводили под космоплан "Буран". Впоследствии полоса стала центром Международного авиакосмического салона (МАКС), приносящего стране престиж и доходы. Расположенный в подмосковном Жуковском институт - это научный центр, конструкторские бюро, испытательный аэродром. А еще опытное производство летающих лабораторий различного назначения. И единственная в России школа летчиков-испытателей.
- Здесь уникальные условия для испытаний, - свидетельствует летчик-испытатель, ставивший на крыло лайнеры Ил-76 и Ил-86, заслуженный пилот СССР Жорж Шишкин. - Эта ВПП учила летать не только нас, пилотов, но и сами самолеты. Приземлять их на заснеженную или наполненную водой поверхность, для чего оборудовались специальные бортики. Происходящая сегодня вокруг ЛИИ возня крайне вредна для отечественной авиации. Она не сегодня началась. Ну и к чему привела? Стыдно сказать, на недавнем авиакосмическом салоне МАКС мы демонстрировали как самое большое достижение достопочтенный Ан-2 с канадским двигателем...
На память приходит схожая судьба Военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина, в минувшем году отметившей полувековой юбилей. Приказом тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова за номером 1136 в 2011-м было предписано передать "подготовку обучающихся в Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж)". Результат: подавляющее большинство профессорско-преподавательского состава отказалось переезжать в Воронеж. Полторы тысячи человек в Монино были уволены. Прославленный генеральный конструктор, дважды Герой Генрих Новожилов тогда поделился с "Трудом" своей болью:
- Не могу понять системы подбора людей на ответственнейшие посты. Большинство из них далеки от понимания специфики и технологии. Взять, в частности, разрушение Военно-инженерной академии имени Жуковского, которую перевели в Воронеж, а все профессора и преподаватели оказались выброшены. Это я понять отказываюсь! Академия создавалась десятилетиями. Были разработаны методики, прекрасная лабораторная база. Как можно все уничтожить? Там было три аэродинамические трубы, одна дозвуковая и две сверхзвуковые. И их для удобства транспортировки приказали... порезать болгаркой.
Шокированных специалистов успокоили: мол, не волнуйтесь, мы эти части потом соединим сваркой. Люди, разбирающиеся в тонкостях авиации, поймут суть катастрофы...
Да и сегодня, похоже, дело снятого с должности министра обороны, а ныне индустриального директора "Ростеха" по авиационному кластеру, живет. По мнению известного летчика-испытателя Магомеда Толбоева, расчленить Летно-испытательный институт означает оставить ЛИИ без работы и без средств к существованию. Ведь выпуск новой гражданской авиатехники у нас давно в глубоком кризисе, испытывать нечего. Нечто подобное наблюдается и в ГосНИИ ГА, где все летные испытания, по сути, свернуты.
А как объяснить ликвидацию соседа Жуковского - в недавнем прошлом весьма востребованного московского аэропорта Быково? Огромные средства вкладываются в создание нового аэропорта Жуковский, который никак не состыкуется с наземным транспортом столицы и области, а Быково разорено, снесено с лица земли. Именно в Быково в 1968-м проводились испытания первого реактивного самолета для местных авиалиний Як-40. Отсюда открывались регулярные рейсы во многие города России. После реконструкции ВПП Быково стало принимать лайнеры, к 1990 году пассажиропоток здесь составил 2,8 млн человек в год. А к 2009-му единственным регулярным рейсом здесь остался маршрут в Нижний Новгород. Планы подмосковного правительства по реконструкции аэропорта похоронил Минтранс. Теперь на месте быковской ВПП - коммерческая автостоянка...
К слову, за три десятилетия в России ликвидировано 1200 аэропортов. А построено - два.
- В логике нынешним "оптимизаторам" не откажешь, - замечает гендиректор Ассоциации "Аэропорт" Виктор Горбачев. - Отечественный авиапром едва теплится, испытывать практически нечего. Держать эту полосу для МС-21, никак не встающего на крыло, накладно. Отсюда и решение: коммерчески поддержать хилый ЛИИ может только гражданский аэропорт Жуковский. К тому же не надо забывать, что подмосковная земля очень привлекательна для застройщиков, а гражданская авиация - это журавль в небе......
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции