Военно-промышленный курьер
29 января 2020, 08:36
Как американская ракета "воздух-воздух" долетела до Москвы
К концу 50-х годов советские конструкторы знали, что американцы близки к созданию ракеты "воздух-воздух", способной радикально изменить все известные на тот момент тактики воздушного боя
Помог случай - Китай в очередной раз поцапался с Тайванем, в воздух с обеих сторон поднялись истребители… Тот кризис назвали войной пушек - китайская артиллерия обстреляла контролируемые Тайванем острова Мацзу и Цзинмэнь, расположенные рядом с материком. А можно было бы сказать: война ракет. В разгоревшихся воздушных боях американские "Сейбры" F-86 из состава тайваньских ВВС проигрывали "китайским" МиГ-15бис и МиГ-17. И тогда США решили помочь союзникам, предоставив им совершенно секретное оружие - ракеты "воздух-воздух" AIM-9B Sidewinder. Штатовские авиатехники на базе "Синьчжу" на Тайване оснастили 20 "Сейбров" специальными направляющими.
Первое в истории применение в бою ракет подобного типа состоялось 24 сентября 1958 года. Четыре "Сейбра" выпустили ракеты с дистанции порядка 2,5 километра, и результат оказался неожиданным для обеих сторон.
Тайвань заявил, что минимум шесть самолетов противника сбиты "Сайдуиндерами". Китайские летчики были абсолютно не готовы к такому повороту событий, хотя по их информации ракета поразила лишь один МиГ. Но компенсацию за урон Китай получил изрядную - несколько промазавших ракет упали на землю. Для их поиска солдаты НОАК пропахали 100 квадратных километров площади и собрали все обломки, по которым вполне можно было определить конструкцию. А в болотах нашли и целый экземпляр. Рассказывают, что один "Сайдуиндер", не взорвавшись, просто пробил фюзеляж МиГа, на котором и приехал на китайский аэродром. В хрущевские времена отношения СССР с КНР были уже не столь теплыми, как ранее, тем не менее весь ракетный урожай, включая самое ценное - головки самонаведения, быстро оказался в Москве.
Работы по изучению трофея и дальнейшему использованию американских идей в "народном хозяйстве" возглавил Иван Торопов, в то время главный конструктор Завода опытного вооружения № 134 (ныне ГосМКБ "Вымпел", КТРВ). Задача оказалась архитрудной - почти все электронные компоненты для надежной фиксации были залиты герметиком, и чтобы их исследовать, пришлось, вспоминают ветераны, обратиться за помощью к мастерам-косторезам, которые скрупулезно вычищали блоки, снимая слои в десятые доли миллиметра. Заключение конструкторов было неутешительным для советской военной науки - американцы обогнали нас в разработке этого вида оружия по всем направлениям. Те ГСН, что делали наши конструкторы, в то время могли более или менее эффективно работать лишь в темное время суток. Да и в компоновочном варианте наша передовая на тот момент толстенькая ракета К-5 даже визуально проигрывала весьма изящному "Сайдуиндеру". Новым для нас было все - и плотный, без пустот монтаж, и система стабилизации полета, и твердотопливный двигатель, опровергавший каноны советской науки. Теоретически ТРД такого удлинения просто не мог работать, но он функционировал исправно благодаря особой топливной смеси.
Так что когда было принято решении о создании своего изделия на базе "Сайдуиндера" (ОКР К-13), дело нашлось всем - и химикам, и разработчикам элементной базы, и металлургам, что пошло лишь на благо развитию кооперации в отечественной "оборонке". Несмотря на огромное количество проблем, изделие К-13 довели до серийного производства достаточно быстро, и уже в феврале 1960-го выпуск советских аналогов AIM-9 развернули на двух заводах - в Москве и Киеве. Спустя год получили соответствующую благодарность и китайские товарищи - им были переданы натурные образцы ракеты, вся техническая документация плюс оказана помощь в организации производства. Ракета PL-2, а именно так переводится AIM-9 и К-13 на китайский, сослужила хорошую службу и конструкторам Поднебесной, резко подняв их уровень и позволив в дальнейшем выпустить серийно ряд модернизированных образцов.
В войска ракета К-13 пошла с наименованием Р-3С и впервые была продемонстрирована публично на истребителях МиГ-21 на воздушном параде 9 июля 1961 года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114