Коммерсантъ
10 октября 2003, 11:07
Межпромбанк тянется к небу
ОАО "Пермский моторный завод" (ПМЗ) - ключевое предприятие пермского моторостроительного комплекса, выпускает авиадвигатели и движки для газоперекачивающих станций. 25% его акций принадлежит группе "Гута", 25% - Pratt & Whitney, 49,2% - ОАО "Пермские моторы" (ПМ). В 2001 году по 12,3% акций ПМЗ от ПМ получили фирмы "Астеррив", "Квинстрит" (их контролируют "Технологии моторов"), "Промавиаконсалтинг" и "Авиапром" (близки "Интерросу"). "Технологии моторов" и "Интеррос" заплатили в совокупности только за 7% акций от этого пакета. С 2002 года руководство "Пермских моторов" через суды пытается вернуть эти активы.
Конструкторское бюро "Авиадвигатель" является разработчиком всех моторов, выпускаемых пермскими предприятиями, и обладает интеллектуальными правами на них. Крупнейшими акционерами КБ являются: Минимущество РФ (45,04%), "Ком-Спорт" (13,8%), Aviam Holding Company (13,8%), Consolidated Marine Corporation (9,14%), "Спецресурскомплект" и "Турбоэнергопром" (по 2,12%), General Aviation (2,04%).
Как рассказал Ъ источник, близкий к руководству Межпромбанка, переговоры между банком и ЗАО "Технологии моторов" (ТМ, 49% акций компании принадлежит ОАО "Газпром") о покупке бумаг пермских предприятий начались еще летом. Сегодня они находятся в завершающей стадии, окончательно оформить сделку стороны рассчитывают до конца октября. Речь идет о продаже 27% акций "Авиадвигателя" и 3,35% акций ПМЗ. По данным Ъ, банк заплатит за них около $20 млн. Заместитель гендиректора ТМ Сергей Пермяков вчера подтвердил, что переговоры с Межпромбанком ведутся, но до их официального окончания подробности рассказывать отказался.
Глава ПМЗ Юрий Решетников заявил, что ничего не знает о сделке между ТМ и банком, но один из топ-менеджеров "Авиадвигателя", пожелавший остаться неназванным, сообщил, что руководству КБ известно о переговорах. "Мы относимся к ним крайне настороженно,- говорит собеседник Ъ.- С ТМ можно было договориться, а теперь на предприятие приходит сильная структура, с которой нужно будет договариваться заново".
В ТМ пояснили, что компания расстается с пермскими активами, поскольку решила сконцентрироваться на бизнесе, который ведет совместно с Siemens в Санкт-Петербурге на "Невском заводе" (выпускает турбины и компрессоры, конкурируя с пермскими предприятиями). Кроме того, неофициально в ТМ говорят, что одним из активных организаторов сделки с Межпромбанком выступил "Газпром", который давно хотел избавиться от непрофильных активов в Перми. А появление представителей "Газпрома" в советах директоров двигателестроительных предприятий (Ъ рассказывал об этом 13 сентября) объясняется желанием компании увеличить стоимость пакетов их акций.
В Межпромбанке сделку официально обсуждать не стали. Однако неофициально подтвердили покупку бумаг предприятий и заявили, что авиастроение теперь должно стать важным направлением деятельности банка. Для этого Межпромбанк продолжит скупку активов в авиапроме и даже планирует в дальнейшем создать собственный двигателестроительный холдинг. Банк также рассматривает возможность альянса с НРБ, который уже строит авиастроительную корпорацию на базе Воронежского авиазавода и КБ имени Ильюшина. Глава НРБ Александр Лебедев вчера не смог выразить своего отношения к предполагаемому союзнику.
Заметим, что Межпромбанк приобретает не слишком доходные активы. Объем продаж КБ в 2002 году составил 665 млн руб., ПМЗ - 3,1 млрд руб. Правда, обе компании обещали по итогам 2003 года увеличить выручку почти на 70%. Самым ценным в "Авиадвигателе" является интеллектуальная собственность на двигатели ПС-90 (единственный российский двигатель для самолетов Ту-204, Ту-214 и Ил-96), двигатели для самолетов МиГ, а также газотурбинные и газоперекачивающие станции. Эффективно работать предприятия могут только в тесном взаимодействии друг с другом. Поэтому их крупный акционер - группа "Гута" сейчас пытается создать в Перми единый центр двигателестроения. В группе вчера информацию о появлении у КБ и ПМЗ нового совладельца с собственными видами на создание холдинга назвали "слухами" и отказались обсуждать эту тему....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
